+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Метод сопоставимых рыночных цен

Содержание

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Налоговый контроль » Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен – это один из способов установления рыночной стоимости на определенные товары, работы либо услуги.

Основой метода является расчет и обоснование соответствия между ценой на определенный товар, работу, либо услугу, установленной в конкретной сделке и ценой иных сделок, которые являются сопоставимыми. Именно в сравнении и проведении анализа нескольких показателей, которые в итоге должны давать установленное среднее число, и заключается сущность метода.

Если при сравнении отсутствуют сделки с идентичными товарами, в расчет должны быть приняты сделки с однородными товарами. В тех ситуациях, когда сделки с идентичными, либо однородными товарами отсутствуют, либо отсутствует необходимая информация о проведенных сделках, данный метод и расчет не должны применяться.

Обоснование, расчет и определение метода сопоставимых цен заключается в главном показателе – интервале рентабельности. Если этот показатель отсутствует, либо он был рассчитан неверно, с определенными нарушениями и погрешностями, применение метода сопоставимых рыночных цен будет являться абсолютно неэффективным.

Интервал рыночных цен

Интервал рыночных цен представляет собой особое экономическое понятие, обоснование и определение которого заключаются в сравнении нескольких показателей, которые в совокупности дают расчет среднего значения анализа текущих рыночных цен на определенные товары, работы, либо услуги. Именно такая выборка и сравнение показателей помогает получить максимально точные результаты о текущем состоянии экономического рынка, об актуальности и стоимости проведения некоторых сделок, об определенных товарах, работах, либо услугах и т.д.

Процедура определения интервала рыночных цен имеет свой установленный порядок и определенные особенности.

Например, данный показатель должен определяться на основе имеющейся ценовой информации на ближайшую дату совершения конкретной контролируемой и сопоставимой сделки.

Если полученная цена, примененная в анализируемой сделке, находится в установленных пределах рыночной стоимости, то дальнейшее налогообложение будет основываться на том, что данная цена соответствует текущим рыночным показателям.

Если цена меньше существующего минимального значения, при налогообложении будет принята та цена, которая минимальному значению.

Та же самая схема действует и в том случае, если цена превышает допустимые значения – тогда при налогообложении будут применяться самые высокие показатели.

Порядок определения интервала рыночных цен

Интервал рыночных цен всегда выражается в своеобразной выборке показателей, которые выстраиваются в особом установленном порядке – от минимального значения к максимальному.

Если информация о нескольких сопоставимых сделках имеется, применяется следующий метод и порядок расчетов:

  • доступные данные о сделках, образующих совокупность имеющихся ценовых отметок, упорядочивается по возрастанию – от минимального до максимального числа, при этом каждому показателю одновременно присваивается индивидуальный порядковый номер;
  • расчет и обоснование минимального интервала осуществляется путем сложения всех сумм показателей и их последующим делением на 4. При получении результатов в виде целого числа принимается его значение в качестве порядкового номера имеющейся аналогичной стоимости. Затем, в качестве минимального значения, берется значение следующего порядкового номера. Если в результате произведенного деления на 4 результат оказался дробным числом, за основу принимается целая часть от данного полученного числа;
  • обоснование максимального значения интервала строится на умножении общей суммы выборки на число 0,75. Далее процедура идет по аналогии с порядком вычисления минимального значения;
  • в случае определения сопоставимой цены сделки в отношении биржевых товаров, интервал будет определяться на основании средних цен сделок, которые были произведены на конкретной бирже, на основе официально опубликованной информации в соответствующих источниках. При этом интервалом цен будет признан интервал минимальной и максимальной стоимостью сделок, который был зарегистрирован на бирже в определенный временной период;
  • если используются сведения информационно-ценовых агентств, во внимание могут быть приняты минимальное и максимальное значение цен по сделкам, которые были совершены в аналогичный временной период и на сопоставимых условиях.

Условия определения интервала рыночных цен

Процедура определения интервала рыночных цен, как и метод сопоставимых рыночных цен, могут быть применены только при наличии определенных условий, допускающих данное применение. К этим условиям и особенностям относятся следующие:

  • в тех ситуациях, когда предприятие, либо организация располагает сведениями только об одной сопоставимой сделке, то общая стоимость данной сделки одновременно будет являться как минимальным, так и максимальным значением для дальнейших расчетов;
  • если для сопоставимости цен был использованы данные по действующим биржевым котировкам, интервалом рыночных цен будут минимальные и максимальные значения стоимости идентичных, либо однородных товаров, которые были зафиксированы на определенную дату;
  • если для процедура сопоставления цен были использованы данные специальных информационно-ценовых агентств, то в качестве интервала цен должны быть приняты минимальные и максимальные значения, которые были указаны в официальной публикации на соответствующую дату.

К основным условиям, при которых возможно определение интервала рыночных цен, можно отнести обязательное наличие минимального и максимального значения.

Если имеется только один показатель, интервал не может быть определен, в соответствии с установленными налоговыми нормами и правилами. Помимо этого, интервал может быть определен только при наличии нескольких сопоставимых сделок, общее число которых не может быть меньше 4-х.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/metod-sopostavimyh-rynochnyh-cen.html

Метод сопоставимых рыночных цен: как рассчитать, обосновать и не ошибиться

Метод сопоставимых рыночных цен

Перед тем как провести закупку заказчик должен обосновать цену, за которую планирует закупать то, что ему надо. Цена эта должна быть актуальной и соответствовать действительности. Обосновывают цену по рекомендациям приказа Минэкономразвития от 02.

10.2013 № 567. Там указаны все методы, которыми можно обосновывать цену закупки. Приоритетный метод – это метод анализа рынка. Все остальные методы применяют, когда приоритетный не подходит. Расскажем, как работать с методом сопоставимых рыночных цен.

Расчет НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен заключается в том, чтобы заказчик проанализировал ценовую обстановку на рынке его объекта закупки и вывел среднюю цену.

Все рекомендации по работе с методом анализа рынка указаны в приказе Минэкономразвития № 567. Но мы расскажем то, о чем в этих рекомендациях не написано.

Что именно контролер отразит в акте проверки как нарушение в работе с методом анализа рынка. Но обо всем по порядку. Используйте сервис по рачету НМЦК »

Где брать информацию о ценах

У вас есть как минимум три источника, при помощи которых вы можете добыть актуальную ценовую информацию. Все они также указаны в рекомендациях.

Первый источник – предложения от поставщиков. Первый вариант, которым вы можете воспользоваться – это предложения от поставщиков. Коммерческие предложения по вашему объекту закупки поставщики предоставят по запросу. Запрос на коммерческое предложение вы составляете в свободной форме.

Но в нем нужно отразить необходимую информацию, без которой вы не сможете использовать предложения для обоснования НМЦК анализом рынка. Укажите в запросе полное наименование объекта закупки, его характеристики, условия, на которых заключите контракт. В том числе укажите информацию о сроках оплаты и обеспечении контракта.

Учтите, что направлять запросы рекомендуется добросовестным поставщикам, у которых уже есть опыт работы по контрактам с аналогичным вашему объектом закупки. Уточните, что должна включать в себя цена – налоги, сборы, доставку, разгрузочно-погрузочные работы и т.д.

Достоверные источники цен: чего остерегаться при обосновании НМЦК

Почему из тысяч поставщиков для расчета рыночной цены нужного вам товара вы выбрали конкретных троих? За этим вопросом контролера часто следует обвинение в сговоре с поставщиком и штраф. Смотрите, как работать с источниками ценовой информации, чтобы купить безопасно, быстро и дешево.

Смотреть обзор

Второй источник – реестр контрактов. Вы можете также взять информацию из реестра контрактов. Учтите, что нужно выбирать те контракты, которые исполнили без штрафов и пени. Важно также, каким способом проводили закупку, в результате которой заключили контракт из реестра.

Если, например, контракт, который соответствует вашему объекту закупки, заключили в результате запроса котировок – скорректируйте цену на 17 процентов в сторону увеличения. Процент корректировки цены по каждому способу закупки смотрите в рекомендациях приказа Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567.

Третий источник – открытые ресурсы. Вы также можете брать цены из открытых источников для обоснования НМЦК. Но анонимные и недостоверные источники использовать нельзя.

Учтите, что региональные власти также вправе утвердить свои собственные рекомендации по обоснованию цены закупки. Используйте не только рекомендации 567, но и региональные акты.

Итак, чтобы корректно обосновать НМЦК закупки методом анализа рынка используйте статью 22 Закона № 44-ФЗ, рекомендации приказа Минэкономразвития № 567 и региональные, местные НПА, если они есть.

Не выбрасывайте документы после того как заключили контракт. Храните все документы по обоснованию цены, коммерческие предложения и копии запросов не менее 5 лет. Если вы не попали в плановую проверку в этот год, это не значит, что не попадете в следующем году. Контролера будет интересовать ваша закупочная деятельность не только за последний период, но и более ранняя.

С июля вступил в силу новый ГОСТ по оформлению документов. Многие ассоциируют слово «документ» только с бумажной формой. Это мнение ошибочно, изменения коснулись не только бумажных документов, но и электронных. Всех, кто проигнорирует новые требования, контролер накажет штрафом. Читайте, какие новые требования учесть в работе с электронными документами.

Как обосновать цену методом анализа рынка

Самый популярный способ добыть актуальные цены – запросить их у поставщиков. Составьте запрос коммерческого предложения. Направьте его минимум пяти поставщикам. Нужно, чтобы ответы пришли хотя бы от трех поставщиков. На основе трех коммерческих предложений можно обосновывать НМЦК.

Актуальность цен. Обратите внимание, что коммерческое предложение по умолчанию актуально полгода. По прошествии этого времени нужно будет обновить данные, привести цены к текущему периоду. Или запросить новые ценовые предложения. Формулы для приведения цен к текущему периоду смотрите также в приказе № 567.

Однородность цен. Однородность цен нужна, чтобы вы наверняка знали, что никто из поставщиков не занизил или искусственно не завысил цену. Для этого вы рассчитываете коэффициент вариации цены. Он должен быть не выше 33 процентов. Если он получился выше – значит, цены неоднородны и такие предложения нельзя использовать для обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен.

Эксперт журнала “Госзакупки.ру” проанализировал 50 актов проверки финконтроля и судебных решений и выявил три необычные ошибки в обосновании НМЦК, которые выявляют Казначейство и Счетная палата. В статье также вы найдете таблицу, когда и как применять каждый метод обоснования НМЦК.

Какие неожиданные ошибки находят контролеры в обосновании цены методом анализа рынка

В приказе Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567 содержатся общие рекомендации по обоснованию НМЦК. Но там написано далеко не все, на что обратит внимание контролер, когда придет к вам с проверкой. Читайте, какие ошибки укажут в акте проверки, несмотря на то, что о них ничего не сказано в рекомендациях по обоснованию цену методом анализа рынка.

Закупка у СМП означает запрос цен у СМП. Представьте, вы планируете провести закупку у субъектов малого предпринимательства. Чтобы обосновать НМЦК, вы используете метод анализа рынка.

Запрашиваете у поставщиков цены, работаете с коммерческими предложениями в полном соответствии с рекомендациями № 567. Но при проверке выясняется, что раз вы проводите закупку у СМП, то и запрашивать цены тоже надо было у СМП.

Это не указано в приказе, но учиться лучше на чужих ошибках.

Обоснование даже там, где 44-ФЗ этого не требует. Когда вы проводите малые закупки по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, вы не обязаны обосновывать цену. Однако, контролер может потребовать обоснования, опираясь на бюджетный кодекс.

По БК вы должны расходовать деньги эффективно, а прямым доказательством соблюдения этого принципа будет исследование рынка даже там, где 44-фз не требует этого от вас. Так вы покажете, что не просто исполняете рекомендации, но и действительно прикладываете максимум усилий, чтобы закупать эффективно.

Запрос цен у ликвидированных поставщиков. При проверках часто выясняется, что предложения заказчику поступили от поставщиков, которые давно прекратили свою деятельность. Или вообще не имеют отношения к объекту закупки.

И еще хуже, если между поставщиками обнаружится какая-то связь – например один и тот же генеральный директор, или один и тот же адрес регистрации юрлица.

Чтобы избежать этой ошибки – проверяйте своих потенциальных поставщиков по данным из открытых источников.

Например, на сайте ФНС. Там есть открытый общедоступный ресурс – «Проверь себя и контрагента». На нем можно запросить выписку ЕГРЮЛ – в ней будет отражена вся доступная информацию о юрлице – банкротство, ликвидация, юрадрес, учредители и тд. Чтобы получить выписку из ЕГРЮЛ достаточно знать ИНН организации – обычно коммерческие предложения направляют на бланках. В шапке указывают реквизиты.

Как модифицировать метод обоснования НМЦК под свои нужды и сэкономить на этом

Существует пять утвержденных законом методов, как обосновывать начальную максимальную цену контракта (НМЦК): метод анализа рынка, нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный. У заказчиков из регионов есть возможность модифицировать эти методы под свои нужды, если разрешение даст высший орган исполнительной власти региона. Такая модификация позволяет более точно рассчитать стоимость объекта закупки.

Прочитать статью

Цена сформирована правильно, но превышает среднерыночную. Даже работа в полном соответствии с рекомендациями не гарантирует корректный расчет цены. При проверках часто выясняется, что цена рассчитана правильно, но она выше среднерыночной по региону. Проверить это можно на сайте Федеральной службы государственной статистики.

Не вывели среднюю цену. Еще один повод придраться для контролера – вместо выведения средней цены, вы взяли наименьшую цену. Так можно делать в исключительных случаях, например, если у вас не хватает лимитов бюджетных обязательств.

Цена у едпоставщика выше конкурентной. Если один и тот же объект закупки вы приобретали через конкурентные процедуры и у едпоставщика, отследите соответствие цен.

Даже если вы корректно обосновали цену методом анализа рынка, это не значит, что она стопроцентно будет соответствовать действительности.

В закупке у едпоставщика нет конкуренции, а в закупках конкурентных участники роняют цену, чтобы победить и подписать контракт. Цены должны быть хотя бы схожи.

Неправильно сравнили цены. Еще один повод, по которому контролер будет иметь к вам претензии – это арифметические ошибки. Для расчетов лучше пользуйтесь табличными редакторами – это исключит ошибку.

Практические разъяснения и рекомендации от ведущих экспертов в сфере закупок вы найдете в журнале «Госзакупки.ру» Возьмите гостевой доступ

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103254-qqq-18-m10-metod-sopostavimyh-rynochnyh-tsen

Расчет НМЦК в Excel начальной максимальной цены контракта

Метод сопоставимых рыночных цен

Для унификации подхода к формированию НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта, подписываемого с единственным поставщиком) при выполнении закупок в соответствии с ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разработаны методические рекомендации с методами и формулами расчета. А для участия в государственных торгах нужно составлять обоснование НМЦК. Расчет можно произвести в Excel.

Исчисление и обоснование начальной (максимальной) цены контракта зависит от методов, определенных в Законе:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Предпочтение отдается методу сопоставимых рыночных цен. Получить ценовую информацию об одинаковых (идентичных) товарах, работах и услугах можно из следующих источников:

  • официальных публикаций государственных и муниципальных органов, международных организаций;
  • сайта госзакупок;
  • сведений информационно-ценовых агентств;
  • статистических отчетов;
  • общедоступной рекламы в СМИ, Интернете.

При расчете начальной цены контракта используются коэффициенты, которые учитывают:

  • объем товара, работ, услуг;
  • срок определения НМЦК, исполнения договора;
  • место поставки;
  • изменение номенклатуры и т.д.

Расчетные данные и обоснование НМЦК оформляются документально и подписываются работником контрактной службы.



Выбор конкретного способа зависит от ситуации, исходных данных и других факторов.

Метод сопоставимых рыночных цен

НМЦК рассчитывается на основе информации о рыночных ценах на идентичные или однородные работы, товары или услуги. Собрать необходимые сведения законодатель предлагает следующими способами:

  • отправить запросы не менее чем пяти поставщикам изучаемого товара;
  • опубликовать запрос в ЕИС;
  • найти данные в реестрах контрактов заказчиков;
  • получить информацию из общедоступных источников.

Источники информации должны вызывать доверие и подтверждаться соответствующими расчетами.

Используемая формула:

, где

  • v – объем товара;
  • n – число значений в расчете;
  • i – номер источника ценовой информации;
  • цi– цена товара с номером i.

Рассмотрим пример расчета НМЦК в Excel.

На первом этапе собранные сведения заносятся в таблицу:

Запросы отправлены 5 поставщикам. Получен ответ от трех. Для получения объективной картины нужно не менее 3 цен от разных поставщиков. Это условие выполнено.

Далее нужно проверить однородность совокупности значений выявленных цен, которые применяются при расчете. Рассчитаем коэффициент вариации.

Как рассчитывается среднее квадратичное отклонение, показано на рисунке. Среднюю арифметическую цену считаем с помощью функции СРЗНАЧ (=СРЗНАЧ(E3:G3)). Для расчета коэффициента вариации среднее квадратичное отклонение делим на среднюю арифметическую цену: =I3/H3*100. Показатель не должен превышать 33%. Это условие соблюдено.

Теперь рассчитываем начальную цену контракта. Формула для расчета НМЦК в Excel:

Нормативный метод

Методика применяется в случаях, определенных законодательством (ст.19 ФЗ №44). Законодатель подразумевает использование предельных цен на товар, работу, услугу. В качестве источника информации применяется государственный реестр предельных отпускных цен.

Формула:

, где

  • v – объем товара;
  • цпред – предельная цена единицы товара.

Расчет НМЦК по 44-ФЗ в Excel:

Эта методика может использоваться совместно с методом сопоставимых рыночных цен.

Тарифный метод

Используется, когда цены на товары регламентируются на государственном или местном уровне. Источник информации – сведения о тарифах, размещенные на официальный сайтах или в печатных изданиях государственных организаций.

Формула:

, где

  • v – объем товаров;
  • цтариф – установленная на федеральном или муниципальном уровне цена.

Пример расчета в Excel:

В области строительства применяется проектно-сметный метод. НМЦК формируется на основе проектно-сметной документации, составленной согласно требованиям законодательства.

Когда применить ту или иную методику невозможно, используется затратный метод. Подсчитываются все затраты. Результат сравнивается с показателем прибыли, характерным для данной сферы.

Источник: https://exceltable.com/otchety/raschet-nmtsk-v-excel

Цена контракта по 44 ФЗ: методы определения, обоснования, уменьшения, увеличения НМЦК

Метод сопоставимых рыночных цен

Говоря о закупках для удовлетворения нужд государственных и муниципальных, возникают вопросы. Например, конкурс не состоится, если не будет определена цена контракта. Нельзя просто поставить число и указать его в качестве цены. В госзакупках к этому стоит подходить с умом.

Нормативно-правовые акты, регулирующие определение НМЦК

Закон № 44-ФЗ является основным регламентирующим нормативным актом в части осуществления госзакупок и выполнения госзаказов. В этом законодательном акте прописаны способы формирования контракта, его ценности, составления и заключения.

Цена контракта по 44-ФЗ определяется по ст. 22 Закона № 44-ФЗ. В п. 1 этой статьи прописан порядок её формирования. В остальных пунктах подробно описывается каждый метод, случаи использования каждого.

Методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ

НМЦК по 44-ФЗ формируется заказчиком самостоятельно одним из описанных ниже способов:

  • метод сопоставимых рыночных цен. Проводится анализа рынка, поэтому этот способ могут называть по-иному;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод;
  • нормативный метод.
  • тарифный метод;

Это не полный список, у заказчика есть право применить свой метод формирования начальной максимальной цены контракта. Но нужно обязательное обоснование целесообразности его применения.

При употреблении метода сопоставимых рыночных цен происходит сравнение ценников на аналогичные предметы сделки в данном регионе.

Например, стоимость молочной продукции в Московской области будет несколько разниться с показателями на тот же продукт в Рязанской области.

Если закупки будут проводиться в Рязанской области, то к сравнению берут показатели в этом субъекте федерации, а не в соседнем.

Сравнивается ценность в коммерческом сегменте рынка. У госзаказчика есть право применять корректирующие показатели и индексы для пересчёта. Для сравнения и формирования начальной максимальной цены контракта 44-ФЗ необходимо экономическое обоснование их использования.

Важно! Если госзаказчик выбрал такой вариант формирования ценности своего заказа, то ему  рекомендуется брать к сравнению показатели не менее чем у 3 поставщиков. Это позволит максимально точно определить ценность будущей закупки. 

Нормативный метод применяют для расчёта начальной цены контракта на основании требований, которые предъявляются к предмету сделки ст. 19 соответствующего закона. Необходимо использовать информацию о предельно допустимом значении цен на идентичные или одинаковые предметы сделки.

Тарифный метод по 44-ФЗ применяется при нормативном регулировании цен подобные предметы сделки на государственном или муниципальном уровне. Тогда цена контракта по 44-ФЗ определяется на уровне регулируемой стоимости.

Проектно-сметный метод применяться только для определения цены сделки для определённых видов работ. Полный перечень представлен так:

  • работы по осуществлению всех этапов строительства капитальных объектов, с применением разработанных нормативных показателей;
  • сохранение культурного наследия различных этнических групп, проживающий на территории наше страны в различных регионах.

Важно! Если по итогам конкурса на проведение текущего ремонта зданий и сооружений определился только один поставщик, цена заключаемого с ним контракта будет определяться данным методом.

Если иные методы невозможно применить, заказчик должен использовать затратный. То есть, цена контракта это сумма всех затрат (прямых и косвенных), которые обычно возникают при производстве, приобретении, хранении и реализации конкретного предмета сделки.

Все сведения берутся из открытых и общедоступных источников информации в сети на официальных электронных интернет-площадках, в статистической отчётности, на биржах и в прочих источниках.

Приоритетным методом определения начальной максимальной цены контракта для отдельных предметов сделок по госзаказам местными властями может быть установлен какой-то определённый.

Данные способы применяются для того, чтобы максимально правильно определить ценность. В рамках госзакупок это имеет важное значение.

Если заказчик в извещении укажет заниженную стоимость, закупка может не состояться.

Ни один потенциальный исполнитель госзаказа не захочет лишиться коммерческой составляющей, поэтому заявки на участие в закупках подавать не будут. Следовательно, конкурс не состоится.

Есть ещё одно неблагоприятное последствие установления заниженной цены – это недобросовестный исполнитель. Он подаст заявку на участие с установленной стоимостью. Вероятно, он окажется единственным участником и станет единственным поставщиком. Но для того чтобы получить прибыль, он выполнит работу некачественно или сэкономит на материале и комплектующих.

Если же цена контракта будет завышенной, велика вероятность того, что будет выявлено нецелевое использование средств из бюджета. Если в ходе торгов цена будет снижена и вернётся к среднерыночному значению, но негативных последствий не будет.

От того, насколько правильно будет рассчитана НМЦК, зависит порядок проведения конкурса. Например, если она будет более 0,5 млн. рублей, то у госзаказчика нет права выбирать потенциального исполнителя путём формирования котировочного запроса.

Сведения о том, как будет проходить конкурс (открытый или закрытый), должны размещаться в сети. Для этого определены конкретные временные рамки, они также зависят от определённой ранее цены. Данные можно увидеть в таблице:

Вариант проведения госзаказаЗначимость НМЦКВременной отрезок размещения сведений
Конкурс, проводимый для всех участниковНе имеет значенияВ течение 2 календарных декад до того момента, как госзаказчик получит все заявки и откроет их сущность для остальных заявителей
В виде электронного конкурсаВыше 3 млн. рублейНе позднее полумесяца до закрытия возможностей на подачу заявлений
Ниже 3 млн. рублейМинимум за календарную неделю до закрытия возможностей к подаче заявок
С помощью формирования котировочного запросаБолее четверти млн. рублейЗа неделю до того момента, как будет закрыт входи для подачи заявлений на участие
Менее четверти млн. рублейКак минимум за неделю до того момента, как закроется доступ к подаче заявок
С помощью проведения запроса предложенийНе имеет значенияНе менее рабочей недели до того, как этот запрос будет проведён

Источники обоснования

Чтобы определить цену контракта, необходимо использовать открытую информацию, к таковой относится:

  • информация, доступная к просмотру и изучению на официальном сайте госзакупок (его адрес в сети www.zakupki.gov.ru) по уже успешно исполненным контрактам (то есть, по ним не было взысканий и штрафных санкций);
  • информация, распространяемая с помощью рекламы в СМИ, печатных изданиях и прочее;
  • размещаемую на биржах российского и иностранного рынка об установленных на определённую календарную дату котировках;
  • имеющая отношение к отчётам по оценке, на основании которых определяется оценочная стоимость некоторых товаров;
  • информация, поступающая из информационных агентств;
  • прочие общедоступные источники.

Для достоверного определения показателя ценности предмета закупки нельзя ориентироваться на те сведения, которые:

  • прописаны в реестре, содержащем данные о недобросовестных и уклонившихся подрядчиках;
  • были получены из источников, пожелавших остаться неизвестными;
  • получены госзаказчиком по запросам, не отвечающим предъявляемым к ним требованиям;
  • не содержат в себе расчёт цен на определяемую категорию предмета сделки.

Чтобы использовать один из методов расчёта, необходимо понимать, что такое «однородные» и «идентичные» товары. Расшифровка дана в ст. 22 регулирующего закона.

К «однородным» относятся товары, работы или услуги, имеющие схожие характеристики и состоящие из схожих компонентов. Это позволяет им выполнять схожие функции.

К «идентичным» относятся те предметы, которые могут иметь разный внешний вид, но одинаковые характеристики. Для определения «однородности» и «идентичности» необходимо брать во внимание:

  • страну, в которой товар производится;
  • фирму, которая выступает в роли его производителя;
  • если предметом закупки выступают услуги, то репутация компании и её характеристика среди конкурентов имеют важное значение для сравнения;
  • качество;
  • возможность заменить товар другим без потери основных характеристик;
  • вид и объём.

Внешний вид не играет особой роли. Когда применяется метод сопоставимых цен, у заказчика есть право использовать:

  • корректировочные коэффициенты для того, чтобы произвести перерасчёт цены в зависимости от определяющих характеристик. Индекс для пересчёта определяется путём экспертного расчёта;
  • сведения из общего доступа;
  • данные, размещённые на площадках для проведения электронных торгов, конкурсов и тендеров.

Важно! Нельзя отступать от определённого алгоритма.

Образец обоснования НМЦК

Обоснование установленной ценности происходит в письменном виде. Заказчик оформляет документ с подробным расчётом. К этому документу он прикладывает документы, на основании которых производились расчётные действия. Источники получения информация указывать не нужно. Обоснование необходимо опубликовать в открытом доступе.

Вся документация, которая была использована заказчиком для расчёта, сохраняется в закупочной «папочке». Если это были бумажные документы, то сохраняются их копии. Если информация поступала в электронном виде (скриншоты, ссылки на официальные источники, изображения страниц сайтов), она в таком же виде сохраняется.

Обоснование ценности является одним из разделов конкурсной документации. Выглядеть он может так:

При формировании данного раздела необходимо дать следующую информацию:

  • сведения о том лице, в чьи полномочия входит утверждение данного документа;
  • номер раздела по порядку;
  • название закупки;
  • название метода, с помощью которого определялась цена контракта;
  • фактическое обоснование. Как правило, достаточно сделать ссылку на ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Если применяется проектно-сметный метод, то в качестве обоснования ценности контракта будет выступать смета расходов на достижение прописанного в контракте результата. Например, если предметом закупки  выступает некая работа, то обоснованием её цены будет смета на все промежуточные результаты.

Итоговая сумма указывается без НДС. Расчёт без налога выглядит вот так:

Чтобы определить окончательную стоимость контракта, нужно к полученному значению прибавить НДС. По общим правилам он равен 20%. Некоторые товары или услуги попадают под льготное налогообложение – 0% и 10%.

Размер НДС необходимо отразить в обосновании цены. Выглядит это так:

Последовательность и порядок действий при расчете

Существуют методические рекомендации, которыми должны руководствоваться заказчики для верного определения и подсчёта ценности своего контракта. При совершении госзакупок, их контролирует ФАС. Поэтому к вопросу определения цены стоит подходить с умом. Нельзя установить слишком низкую ценность контракта, но и высокую тоже нельзя.

Нужно соблюсти следующий порядок действий:

  1. Определить, существует ли потребность в предмете закупки. Ориентироваться нужно на нормы, прописанные в ст. 18 регламентируемого закона.
  2. Установить, при необходимости, дополнительные требования к закупаемым предметам.
  3. Через открытую информацию и общедоступные источники исследовать рынок.
  4. Опираясь на требования Закона № 44-ФЗ, необходимо описать предмет будущей сделки. Ориентироваться нужно на ст. 33 регламентирующего нормативного акта.
  5. Основываясь на полученных сведениях, нужно выбрать метод определения цены по 44 ФЗ.
  6. Используя выбранный метод, рассчитать НМЦК и установить её. Если нет возможности произвести расчёт ценности одним из способов, представленных выше, можно использовать несколько в комплексе.
  7. Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.

Заключение

Если заказчик сам не может произвести расчет и обоснование НМЦК, он может воспользоваться онлайн калькулятором. Он есть на официальном сайте НАИЗ. Расчёт с помощью данного инструмента производится наиболее распространённым способом – методом сопоставимых чисел.

Показания онлайн-калькулятора рекомендованы к применению, но не являются обязательными.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/cena-kontrakta-nmck/

Расчет НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен + пример

Метод сопоставимых рыночных цен

Для проведения любой закупки, даже самой небольшой, заказчик обязан обосновать ее цену.

При подготовке конкурентных процедур рассчитывается так называемая начальная (максимальная) цена будущего контракта (НМЦК) — та сумма, которую заказчик готов заплатить за необходимые ему товар/работу/услугу, исходя из своих финансовых (бюджетных) возможностей, коньюнктуры и возможностей рынка, ряда других факторов, и от которой зачастую зависит выбор способа закупки (конкурентная/неконкурентная, котировка, аукцион и проч.) и необходимый для ее осуществления срок.

Величина НМЦК определяется еще на этапе планирования, вносится в план-график закупок, и позднее может корректироваться как в сторону уменьшения, так и увеличения. Непосредственно при подготовке извещения начальная цена уточняется, и вместе с обоснованием, публикуется в составе документации о закупке в единой информационной системе (ЕИС).

В самом общем смысле НМЦК показывает потенциальному участнику торгов, выше какой суммы контракт заключен быть не может ни при каких обстоятельствах.

Приоритетный метод расчета: на чем основан

Регулирование вопросов, связанных с начальной ценой контракта осуществляется статьей 22 ФЗ-44 и Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567, утвердившим «Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком».

И Закон о контрактной системе (ч. 1 ст. 22), и Методические рекомендации устанавливают право заказчика рассчитать и обосновать НМЦК одним из нескольких способов (методов): анализа рынка, нормативным, тарифным, проектно-сметным или затратным.

Также возможно сочетать несколько указанных методов при расчете цены закупки.

Тарифный метод применяют, когда установлены нормативы на ТРУ, или в случае регулируемых рыночных цен, проектно-сметным методом пользуются чаще всего при закупке строительных и ремонтных работ. 

Однако, приоритетным методом обоснования НМЦК назван именно метод анализа рынка, или, по-другому — метод сопоставимых рыночных цен. Суть расчета с помощью такого метода состоит в анализе рыночных цен на товары, работы или услуги (ТРУ), которые планируются к закупке, а если точно таких нет по какой-либо причине, то — цен на однородные товары.

Важно помнить, что части 13-14 ст. 22 ФЗ -44 трактуют идентичность ТРУ как имеющих одинаковые характерные (главные) признаки, а однородность — как имеющих сходные признаки, позволяющие ТРУ быть коммерчески и функционально взаимозаменяемыми. 

В случае закупки работ и услуг принимаются во внимание также их вид, объем, уникальность и качество.

На самом деле, приоритетность анализа рынка объясняется достаточно просто: потребности большинства заказчиков хотя и разнообразны, но для их удовлетворения существует достаточно участников рынка (продавцов, изготовителей, исполнителей), и в ценовых предложениях, как правило, нет недостатка. Если же закупается уникальный, редкий товар, или товар, который должен быть создан специально для конкретного заказчика (под его нужды), обосновать НМЦК можно с применением другого метода.

Источники ценовой информации – откуда их получить

Для корректного расчета НМЦК путем сопоставления рыночных цен заказчик должен прежде всего сравнивать цены на закупаемые ТРУ, но при этом учитывать ряд дополнительных факторов:

  • Сопоставимыми должны быть также коммерческие и финансовые условия закупки (сроки, объемы, периоды поставки и т. д);
  • Для приведения к сопоставимому виду можно пользоваться поправочными коэффициентами, индексами пересчета цен (ИПЦ);
  • При отсутствии или недостатке цен, полученных из общедоступных источников, заказчик может разместить запрос ценовой информации в ЕИС.

Необходимо отметить, что к общедоступным закон относит большое количество источников ценовой информации:

  • Цены на ТРУ по исполненным без штрафных санкций (то есть надлежащим образом) контрактам, сведения о которых содержит единый реестр госконтрактов в ЕИС;
  • Рекламные, каталожные цены, прайс-листы компаний, рассчитанные на неопределенный круг лиц;
  • Биржевые котировки, котировки на электронных площадках;
  • Данные госстатистики (сайты Росстата и региональных его отделений);
  • Официальная информация о ценах на ТРУ, установленных уполномоченными органами;
  • Данные рыночной оценки объектов;
  • Информация ценовых агентств, проведенные по заданию заказчика изучения и расчеты (с указанием методологии расчетов), иные источники информации.

Важно: ст. 22 ФЗ-44 устанавливает, что в отношении закупки отдельных видов ТРУ могут устанавливаться специальные правила формирования НМЦК (как федерального уровня, так и в субъектах РФ). 

Алгоритм и пример расчета НМЦК

Чаще всего заказчики рассчитывают НМЦК на основе коммерческих предложений, полученных в ответ на свои запросы от потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Методические рекомендации (Приказ МЭР России № 567) устанавливают, что для обоснования цены, заказчик направляет не менее 5 запросов, а при расчете использует не менее 3-х полученных коммерческих предложений (КП), соответствующих его   требованиям.

Впрочем, Методические рекомендации не имеют силы закона, а только рекомендованы к применению, и заказчик может действовать в соответствии с внутренними положениями о закупках.

К расчету НМЦК, однако, можно применять не все цены из КП, а только те из них, которые являются сопоставимыми (разброс между предлагаемыми ценами не должен быть существенным). Для определения сопоставимости цен рассчитывают их коэффициент вариации (формулы содержатся в Методических рекомендациях):

Если коэффициент вариации превысит 33%, используемые цены не являются однородными, и заказчик должен использовать другую ценовую информацию, или получить дополнительные предложения цен.

Если же цены однородны, можно рассчитать НМЦК по формуле:

На самом деле расчет коэффициента вариации и НМЦК не является сложным и на практике выполняется достаточно просто.

К примеру:

Заказчику необходимо закупить 50 офисных стульев. На свои запросы он получил от поставщиков 4 коммерческих предложения с ценами в 1000, 1010, 1100, и 1800 руб. за единицу товара (стул).

При расчете коэффициента вариации, установлено, что предложение одного из поставщиков не является однородным с другими предложениями, поскольку его коэффициент превышает 33%.

Оставшиеся ценовые предложения могут быть использованы в расчете (их коэффициент вариации равен 5, 31%), а НМЦК составит 51 833,33 руб.

Расчет НМЦК можно производить как самостоятельно, так и с помощью специальных онлайн-сервисов или программ. Результат расчета заказчик оформляет в виде отчета и включает в состав документации о закупке. При этом информация о поставщиках, предоставивших предложения, не подлежит публикации в ЕИС.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/154-raschet-nmsk-metodom-sopostavimykh-rynochnykh-tsen

Статьи

Метод сопоставимых рыночных цен

В данной статье мы поговорим о нарушениях, выявляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при проведении проверок обоснованности НМЦк, включаемой в план-график.

Если быть точнее, то речь пойдет об обоснованности НМЦк, рассчитанной методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Данный метод расчета является основным, поэтому к нему приковано самое пристальное внимание.

 

Обоснование НМЦк должно быть в плане-графике 2019 года

До 1 января 2020 года расчет и обоснование НМЦк должны быть включены непосредственно в план-график, например, путем прикрепления к нему отдельного документа (файла), содержащего такое обоснование.  Это обусловлено ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ. Несмотря на то, что ч. 3 ст.

18 Закона № 44-ФЗ утратит свою силу с 1 октября 2019 года, обоснование НМЦк к плану-графику на 2019 год должно составляться до конца 2019 года. Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.

2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планирование закупок на 2019 год осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного федерального закона.

Отсутствие расчета и обоснования непосредственно в плане-графике закупки на 2019 год образует административный состав, ответственность по которому предусмотрена ч. 1 ст. 7.29.3. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

5 основных нарушений при применении метода анализа рынка

Известно, что при обосновании НМЦк методом сопоставимых рыночных цен заказчики руководствуются методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. Однако, это именно рекомендации и их полное соблюдение заказчиком может влечь за собой нарушения в обосновании НМЦк с точки зрения проверяющих органов.

1. Нельзя считать «по средней» при закупках у единственного поставщика

До 1 января 2020 заказчики обязаны обосновывать цены контрактов по всем закупкам у единственного поставщика, включаемым в план-график, за исключением закупок по п.п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В отдельных случаях заказчики вынуждены обосновывать также цены договоров, заключаемых по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ, но это обусловлено уже не требованиями Закона № 44-ФЗ, а практикой, сложившейся в конкретном субъекте РФ или муниципальном образовании.

Если заказчик методом сопоставимых рыночных цен обосновывает цену договора, заключаемого с единственным поставщиком, то нет никаких оснований применять среднеарифметическую цену. Заказчик обязан взять в качестве цены договора наименьшую из имеющихся у него цен. В противном случае, цена заключенного контракта будет считаться завышенной.

2. Нельзя основываться только на коммерческих предложениях

Это, пожалуй, одно из самых распространённых нарушений. Все прекрасно понимают, что коммерческие предложения «рисуются» нужным поставщиком для обоснования «нужной» ему цены.

Именно поэтому проверяющие все чаще начинают считать, что если заказчик в расчете НМЦк использовал только коммерческие предложения, то цена является необоснованной. Рекомендуется при расчете НМЦк помимо коммерческих предложений использовать также иные источники информации.

Наиболее достоверным источником информации для проверяющих является, конечно, реестр контрактов. Из него четко видно по каким именно ценам исполнялись контракты на поставку необходимой заказчику продукции.

3. Коммерческие предложения должны быть получены на сопоставимый объем

Довольно часто в предоставленных заказчику коммерческих предложениях содержится только цена за единицу продукции (например, за 1 кг, 1 шт., 1 упаковку и т. д.).

Вместе с тем, объем поставки, в отношении которого осуществляется обоснование НМЦк значительно больше (например, 1 тонна, 1000 шт., 1000 упаковок и т.д.).

В данном случае проверяющие справедливо полагают, что коммерческие предложения должны содержать цену на лот в целом, внутри которой уже может содержаться информация о цене за единицу.

Если в коммерческом предложении содержится информация только о цене за единицу, то такое коммерческое предложение не учитывает возможность предоставления скидок за больший объем поставки.

Поэтому расчет НМЦк произведенной путем умножения цены за единицу, содержащуюся в коммерческом предложении, на требуемый заказчику объем, не объективен и не свидетельствует об обоснованности установленной цены.

4. В коммерческом предложении не указан срок его действия

Это также наиболее часто выявляемое нарушение. Если в коммерческом предложении не указан срок его действия, заказчик не может подтвердить актуальность используемой цены на момент расчета НМЦк

5. Коммерческие предложения не могут взяться из ниоткуда

Заказчик предоставляет контроллеру коммерческие предложения, но не может объяснить источник их происхождения. Заказчиком не направлялись кому-либо официальные запросы на предоставление указанных коммерческих предложений, при этом сами коммерческие предложения имеются. Понятно, что в указанном случае НМЦк также является необоснованной.

Источник: http://44fz.ru/article/metod-sopostavimyh-rynochnyh-cen/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.