+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Новая категория налогоплательщиков: а вы относитесь к ней?

Необоснованная налоговая выгода по cт. 54.1 НК РФ

Новая категория налогоплательщиков: а вы относитесь к ней?

Понятие «налоговая выгода» и концепция необоснованной налоговой выгоды были определены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53. В документе уточняется, что под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности в результате пяти действий:

  1. уменьшения налоговой базы,
  2. получения налогового вычета,
  3. получения налоговой льготы,
  4. применения более низкой налоговой ставки,
  5. получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Но в ряде случаев налоговая выгода может быть признана необоснованной. К ним относятся случаи, когда для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 уточняется, что налоговая выгода не может считаться обоснованной, если она получена вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Кроме того, есть целый ряд обстоятельств, свидетельствующих о необоснованной налоговой выгоде:  

  • налогоплательщик не может реально осуществлять указанные операции, потому что для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг у него нет экономически необходимых условий: времени, места нахождения имущества, объема материальных ресурсов;
  • у налогоплательщика нет условий для достижения результатов экономической деятельности из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • налогоплательщик учитывает для целей налогообложения только те хозяйственные операции, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, но для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  • налогоплательщик совершает операции с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета.

В то же время Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 напоминает судам об обстоятельствах, которые сами по себе не являются основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, но в совокупности могут стать негативным сигналом:

  • создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный характер хозяйственных операций;
  • нарушение налогового законодательства в прошлом;
  • разовый характер операции;
  • существление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
  • осуществление расчетов с использованием одного банка;
  • осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

Стоит обратить внимание на то, что в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 содержатся три важных понятия:

  1. Презумпция добросовестности налогоплательщика. Значит, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.
  2. Цель делового характера. Этот термин подразумевает, что экономическая деятельность, во-первых, должна быть реальной. Во-вторых, операции должны учитываться в соответствии с их действительным экономическим смыслом. В-третьих, получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды не должно быть главной целью налогоплательщика.
  3. Обязанность налогоплательщика действовать с должной осмотрительностью (ситуации, когда налогоплательщику должно было быть известно о нарушениях контрагента — в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом)

Статья 54.1 НК РФ и «агрессивная» налоговая оптимизация  

Положения Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 нашли свое продолжение в новой редакции Налогового кодекса, вступившей в силу 19 августа 2017 года. В Налоговом кодексе появилась новая ст. 54.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ), которая определила пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

https://www.youtube.com/watch?v=FM_6LHN8-rc

ФНС выпустила Письмо от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@, в котором пояснила, что введенная Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ ст. 54.1 НК РФ направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации. То есть в ней определены:

  • конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами;
  • условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям).

В ст. 54.1 НК РФ есть четыре пункта, которые требуют объяснений:

Пункт 1 ст. 54.1 НК РФ: Не допускается уменьшение налоговой базы (суммы налога) в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Согласно Письму ФНС от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@, искажение – это умышленные действия налогоплательщика, выразившиеся в

сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни, объектах налогообложения, подлежащих отражению в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога, неправильного применения налоговой ставки, налоговой льготы, налогового режима, манипулирования статусом налогоплательщика и др.

Искажение сведений можно наблюдать в следующих ситуациях:

  • создание схемы дробления бизнеса ради неправомерного применения спецрежимов;
  • совершение действий, направленных на искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения;
  • создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • нереальность исполнения сделки сторонами (отсутствие факта ее совершения);
  • неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц;
  • отражение в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.

Пункт 2 ст. 54.1 НК РФ: При отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 54.

1 НК РФ, по имевшим место сделкам налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате, если основной целью совершения сделки не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; если обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Итак, п. 2 ст. 54.1 РК РФ содержит условия, при соблюдении которых у налогоплательщика возникает право использовать расходы и вычеты.

В Письме ФНС от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@ уточняется, что основная цель сделки должна заключается не в налоговой экономии, а в конкретной разумной деловой цели. В пп. 2 п. 2 ст. 54.

1 НК РФ ограничивается право учесть расходы и вычеты по сделке при исполнении ее контрагентом, не указанным в первичных документах.

 В этом случае налоговикам придется доказывать, что налогоплательщик использовал формальный документооборот с целью незаконного учета расходов либо заявления налоговых вычетов.

Признаки формального документооборота:

  • факты обналичивания денежных средств проверяемым налогоплательщиком или взаимозависимым лицом;
  • факты использования таких средств на нужды налогоплательщика, учредителей налогоплательщика, его должностных лиц;
  • использование одних IP-адресов;
  • обнаружение печатей и документации контрагента на территории проверяемого налогоплательщика;
  • нетипичность документооборота, несоответствие обычаю делового оборота поведения участников сделки, должностных лиц при заключении, сопровождении, оформлении результатов сделок.

Пункт 3 ст. 54.1 содержит в себе несколько критериев, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления претензий к налогоплательщику.

Эти критерии: подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом; нарушение контрагентом налогового законодательства; наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок.

Что изменилось для налогоплательщиков

В новшествах есть как плюсы, так и минусы для бизнеса.

Если говорить о плюсах, то:

  • Сохраняет силу принцип презумпции добросовестности налогоплательщика как один из важнейших элементов конституционно-правового режима регулирования налоговых отношений.
  • Теперь не ошибки, а реальность сделки стали приоритетными. Ранее именно на ошибки ФНС обращала довольно пристальное внимание. Одним словом, ушел в прошлое формальный подход к выявлению необоснованной налоговой выгоды — налоговый орган должен четко понимать целесообразность проведения каждого мероприятия налогового контроля. Кроме того, нарушение контрагентом налогового законодательства не является самостоятельным основанием для предъявления налоговых претензий. П. 2 ст. 54.1 НК РФ не предполагает негативных последствий для налогоплательщиков за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев.
  • Исполнения сделки контрагентом становится достаточно для того, чтобы налоговая выгода считалась обоснованной. При этом налогоплательщики должны быть готовы представить налоговикам доказательства реальности сделки в результате исполнения ее контрагентом. Поэтому бизнес по-прежнему должен знать, как проверить контрагента, и пользоваться необходимыми для этого инструментами, например, сервисом Контур.Фокус.  
  • Вводится концепция деловой цели, а это значит, что действия налогоплательщика не ставятся под сомнения, если у него есть разумная экономическая цель помимо собственно оптимизации налогов.

Из минусов можно отметить следующие:

  • Появились термины с расплывчатой, как считают эксперты, формулировками, одно из которых — искажением сведений.
  • Новые нормы распространяются на страховые взносы и на плательщиков страховых взносов.
  • В ходе налоговой проверки у компании могут запросить копии договоров с посредниками. 

Источник: https://kontur.ru/articles/5180

Самые крупные налогоплательщики России

Новая категория налогоплательщиков: а вы относитесь к ней?

Статья акутальна на: Декабрь 2019 г.

В налоговом законодательстве нередко встречается понятие «крупнейший налогоплательщик». Что оно означает, каким критериям соответствует, чем регулируется?

Крупнейшими налогоплательщиками могут признаваться не только коммерческие организации, но и некоммерческие. Во внимание могут приниматься показатели за три последних года.

Оценка производится в соответствии с объемом полученных доходов, показателями прибылей, которые отражены в данных отчетности.

Показатели ФЭД для федерального и регионального уровня являются неодинаковыми, соответственно, ограничения по ним различны.

Конкретный показательФедеральный уровеньРегиональный уровень
Суммарный объем налогов, которые были начисленыОт 1 млрд. рублей2-20 млрд. рублей
Общий объем дохода, который был полученОт 20 млрд. рублей
Активы предприятияОт 20 млрд. рублейОт 100 млн. до 20 млрд. рублей
Среднесписочная численность работниковОт 50 человек

Если организация занимается оказанием услуг в области транспорта и связи, показатель устанавливается от 300 млн. рублей. В регионах, где организация претендует на получение данного статуса, критерии оценивания эквивалентны общему значению объема начислений федерального сбора (75 млн. – 1 млрд. рублей).

Относя налогоплательщиков в данную группу, стоит принимать во внимание несколько аспектов:

  1. Для идентификации субъекта экономической деятельности на федеральном уровне нужно учесть одно из условий.
  2. Для отнесения налогоплательщика в рамках региона требуется соблюдение всех условий, перечисленных в таблице.

Виды организаций

Предприятия, являющиеся налогоплательщиками, могут иметь федеральное и региональное значение.

Федеральный уровень

Чтобы организация получила статус крупнейшего налогоплательщика, она должна соответствовать хотя бы одному из условий по ограничениям в суммарном объеме начисленных средств, полученных доходов, размере активов.

Отдельные категории налогоплательщиков руководствуются своими значениями. В частности, речь идет о фирмах, занятых в сфере оборонно-промышленного производства, а также о стратегических компаниях:

  • сумма по экспортным контрактам – 27 млн. рублей в год;
  • выручка – от 20% от общей суммы выручки;
  • среднесписочная численность работников – от 100 человек;
  • доля государственного участия – от 50%.

Иногда ФНС принимает решение о включение в этот перечень лиц, которые не отвечают набору критериев.

Региональный уровень

Для отнесения налогоплательщика к данной категории он должен отвечать всем условиям из таблицы, и они являются менее лояльными. За ФНС закрепляется право, как и в случае с предприятиями федерального уровня, отнести организацию регионального масштаба к этой категории, даже если она не соответствует всем критериям.

Критерии отнесения в 2019 году

Чтобы юридическое лицо могло рассчитывать на получение данного статуса, необходимо соответствие ряду критериев:

  1. Сведения по финансово-экономической деятельности предприятия за полный отчетный период (обычно это финансовый год).
  2. Признаки взаимной зависимости предприятий. Их влияние на конечные итоги работы.
  3. Наличие разрешительной документации (лицензии), позволяющей организовывать и выполнять работы в определенных направлениях деятельности.

Список самых крупных налогоплательщиков

Самым крупным налогоплательщиком является компания «РОСНЕФТЬ». За ней следуют «ГАЗПРОМ» и «ЛУКОЙЛ». Наряду с нефтяными производствами в этот список попала компания «РЖД», «Сбербанк России».

Постановка на учет и последствия

Организации, которые получили данный статус, обязуются встать на учет, исходя из уровня и масштаба деятельности. Налоговые структуры, в свою очередь, осуществляют контроль исполнения нормативов налогового законодательства без принятия непосредственного участия. В процессе постановки на учет эти государственные инстанции выполняют следующие действия:

  • присваивание нового кода причины, по которой произошла постановка на учет (первые 4 цифры – кодовое обозначение налоговой службы, 5 и 6 знаки – признак присвоения статуса);
  • внесение данных в ЕГРЮЛ;
  • выдача уведомления в соответствии с формой 9-НКУ (идентификационный номер налогоплательщика, код причины, ОКАТО).

Это важно знать:  Виды налогообложения для юридических лиц в России

Статус присваивается с момента, когда произошла постановка на учет в соответствующей инспекции. Она может быть межрайонной и межрегиональной.

Взаимозависимость и лицензирование

В процессе определения взаимозависимости важную роль играют нормы ст. 105.1 Налогового кодекса РФ. Этот критерий допустимо применять в той ситуации, если отношения налогоплательщика влияют на условия или результаты ключевого направления деятельности.

В этой ситуации произойдет отнесение к крупнейшим не только самого налогоплательщика, но и организации, которая с ним взаимозависима.

Особого внимания заслуживают компании, которые относятся к федеральному уровню:

  • кредитные учреждения;
  • участники рынка ценных бумаг, работающие на профессиональном уровне;
  • предприятия, осуществляющие деятельность по пенсионному страхованию и обеспечению;
  • фирмы, занимающиеся страхованием, перестрахованием, посредническими сделками.

Особые ситуации

На практике есть несколько особых ситуаций, которые нужно принимать во внимание:

  1. Отнесение некоммерческих организаций к НКО допустимо, если суммарный доход от продаж и поступлений, полученных вне реализации, составил от 20 млн. рублей.
  2. В ходе реорганизации крупнейшего налогоплательщика его правопреемник может сохранять этот статус на протяжении трех лет.
  3. Если было инициировано банкротство, статус прекращает свое действие.
  4. Банки, которые были переданы ФНС как крупнейшие налогоплательщики, в случае отзыва лицензии сохраняют статус до решения суда.

Налоговый мониторинг

Под налоговым мониторингом принято понимать способ расширенного взаимодействия, при использовании которого предприятие предоставляет ФНС доступ к сведениям бухгалтерского и налогового учета, получая при этом право на запрос мотивированного мнения касательно налоговых последствий. Данный режим способствует ускорению процесса решения спорных ситуаций и позволяет предотвратить доначисление налогов в дальнейшем времени, как и получение пеней, штрафных санкций.

Процедура проводится в отношении организаций, которые подали запрос и соблюдали нормы п. 2 ст. 105.27 НК РФ, п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Также нужно предоставить заявление и соблюсти перечень следующих условий:

  1. Предоставить в налоговый орган документы. В частности, речь идет о регламенте информационного взаимодействия, учетной политике, внутренней документации.
  2. Соблюдать условия, способствующие обращению в налоговый орган с заявлением. Их детальный перечень приведен в п. 3 ст. 105.26 НК РФ.
  3. Обеспечить соответствие представленного регламента нормативам.
  4. Обеспечить соответствие системы внутреннего контроля нормам.

Права и обязанности юридических лиц — крупнейших налогоплательщиков

Основная обязанность заключается в уведомлении об изменениях, происходящих в организационной структуре, в налоговые органы. Сделать это необходимо в течение одного месяца.

Аналогичный срок предоставляется и в ситуациях, когда юридическое лицо создает обособленные подразделения в пределах государства.

Выпуск новостей по реализации социальных проектов крупными налогоплательщиками представлен ниже.

Крупнейший налогоплательщик

Крупнейший налогоплательщик (КН) – это зарегистрированное в РФ юридическое лицо, отвечающее критериям, указанным в приказе ФНС РФ №ММВ-7-2/274@ от 24.04.2012.

Постановка на учет организаций, имеющих статус «Крупнейший налогоплательщик»

Организации, причисленные к крупнейшим налогоплательщикам, должны встать на учет в зависимости от федерального (регионального) уровня в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС РФ.

Эти налоговые структуры контролируют выполнение крупнейшими налогоплательщиками налогового законодательства без непосредственного участия.

При постановке на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляются следующие действия:

§ присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого – код налогового органа, осуществившего постановку организации в качестве КН (то есть межрегиональной (межрайонной) ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам), пятый и шестой знаки – значение 50 (признак отнесения организации к КН). ИНН, присвоенный в налоговом органе по месту нахождения организации, не изменяется;

§ вносятся сведения в ЕГРЮЛ о постановке на учет в качестве КН;

§ организации выдается (направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) уведомление по форме 9-КНУ, утвержденной приказом ФНС РФ от 26.04.2005 № САЭ-3-09/178@. В уведомлении фиксируются ИНН, код причины постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика и код ОКАТО.

Таким образом, организация связи узнает о том, что она поставлена на учет в качестве КН, из полученного уведомления.

Источник: https://realty-konsult.ru/nalogi/samye-krupnye-nalogoplatelshhiki-rossii.html

В россии появится новый тип налогоплательщиков

Новая категория налогоплательщиков: а вы относитесь к ней?

Федеральная налоговая служба России решила выделить ряд организаций в новую категорию налогоплательщиков. Они будут называться «основные», и для их учета создадут отдельные налоговые инспекции.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

ФНС России опубликовала на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов проект ведомственного приказа об утверждении «Особенностей учета в налоговых органах организаций в зависимости от объема поступления налогов (сборов, страховых взносов) и (или) показателей финансово-хозяйственной деятельности». Налоговики намерены не просто разделить все организации на:

  • обычных налогоплательщиков;
  • крупных налогоплательщиков;
  • крупнейших налогоплательщиков,

но и ввести такое понятие, как «основные налогоплательщики».

Кто станет основным налогоплательщиком?

К основным налогоплательщикам специалисты ФНС относят российские организации, имеющие одновременно следующие показатели:

  • доход от 2 миллиардов до 10 миллиардов рублей;
  • среднесписочная численность более 25 человек;
  • стоимость активов более 100 миллионов рублей;
  • объем поступления налогов (сборов, страховых взносов) — от 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей.

Эти показатели налоговики намерены определять по результатам хотя бы одного из трех календарных лет, не считая текущего календарного года. Для некоторых российских регионов показатели для включения организации в списки основных налогоплательщиков могут быть снижены.

Пока же, по данным ФНС, в России набирается примерно 7000 таких организаций.

Чтобы увеличить их число, в перечень основных налогоплательщиков налоговики будут включать также организации, являющиеся взаимозависимыми с теми компаниями, у которых показатели подойдут под заявленные требования.

Отмечается, что выбирать особых налогоплательщиков, в том числе, будут из:

  • крупнейших налогоплательщиков;
  • налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса РФ;
  • организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • иностранных организаций;
  • налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции.

Что изменится для таких организаций?

Для нового типа налогоплательщиков создадут особый КПП, первые четыре знака которого — код уполномоченного налогового органа, 5 и 6 знаки — значение 24. Это связано с тем, что основных налогоплательщиков переведут в новые инспекции — они будут стоять на налоговом учете в отдельных налоговых инспекциях, без учета территориального деления.

Также в проекте сказано, что:

Основной налогоплательщик, переставший соответствовать условиям, в том числе в результате изменения места нахождения на территорию иного субъекта Российской Федерации, или организация, созданная в результате реорганизации основного налогоплательщика, сохраняет статус основного налогоплательщика соответственно в течение двух календарных лет, следующих за календарным годом, по результатам которого он перестал соответствовать таким условиям.

Принятие особых налогоплательщиков на учет будет осуществляться при взаимодействии органов ФНС, без участия самих налогоплательщиков. Алгоритм предусмотрен такой:

  1. В соответствии с перечнем организаций, отнесенных к категории основных налогоплательщиков, утверждаемым Федеральной налоговой службой, передается информация в инспекции ФНС по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС межрайонного уровня, уполномоченной осуществлять контроль за соблюдением такой организацией законодательства о налогах и сборах.
  2. Уполномоченный налоговый орган до 20 числа месяца, следующего за месяцем получения Перечня основных налогоплательщиков, направляет в налоговый орган по месту нахождения организации, подлежащей постановке на учет в качестве основного налогоплательщика, запрос о предоставлении доступа к сведениям из Единого государственного реестре налогоплательщиков и иных информационных ресурсах.
  3. Доступ к сведениям об организации предоставляется в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
  4. Уполномоченный налоговый орган в течение 3 рабочих дней со дня получения доступа к сведениям об организации осуществляет постановку на учет такой организации в качестве основного налогоплательщика с присвоением кода причины постановки на учет, первые четыре знака которого – код уполномоченного налогового органа, 5 и 6 знаки – значение 24 и выдает (направляет) ей уведомление о постановке ее на учет в налоговом органе в качестве основного налогоплательщика по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 51 статьи 84 НК РФ.

Если уполномоченным налоговым органом является налоговый орган по месту нахождения организации, постановка ее на учет в качестве основного налогоплательщика осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня получения Перечня основных налогоплательщиков. При этом датой постановки на учет организации в качестве основного налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе признается дата получения доступа к сведениям об организации.

Источник: https://ppt.ru/news/143019

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.