+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Органы и агенты валютного контроля

Содержание

Валютный контроль: что это такое + принципы, этапы и документы

Органы и агенты валютного контроля

В статье мы рассмотрим, как проходит валютный контроль в банке. Разберем, что такое валютное регулирование и какие операции подвергаются валютному контролю. Вы узнаете, какие функции выполняют агенты валютного контроля и какие документы потребует банк для проведения сделки.

Валютный контроль: понятие, цели и направления

Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта. Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое.

Итак, что же значит термин «валютный контроль»? Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте.

В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:

  • Центробанк (далее ЦБ РФ).
  • Таможенный комитет.
  • Правительство.
  • Минфин.
  • Исполнительная власть.

Непосредственный же контроль осуществляют так называемые агенты валютного контроля — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.

Помимо этого, контроль проходит по направлениям:

  • наблюдение за соответствием операций закону;
  • проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
  • проверка достоверности отчетности по валютным операциям.

Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль. Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни. Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период.

В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия. Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим. В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.

Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима.

Формы и принципы валютного контроля

ВК базируется на таких принципах:

  • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  • система ВК и валютного регулирования едины;
  • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

  1. Законность.
  2. Обязательность.
  3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
  • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

Органы валютного контроля

Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

К их функционалу относится:

  • издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
  • осуществление надзора за проведением валютных операций;
  • проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.

А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

Операции, подлежащие обязательному валютному контролю

Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок:

1

Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.

2

Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав.

3

Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.

Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится.

Также прочитайте: Консультация по валютному контролю: список банков, на какие вопросы ответят специалисты + отзывы

Агенты валютного контроля

В число агентов валютного контроля входят:

  • банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
  • структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
  • государственная корпорация — Внешэкономбанк.

Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

  • оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
  • проверяет все бумаги на соответствие действительности;
  • регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
  • осуществляют открытие паспорта операции;
  • закрывают операцию;
  • создают отчет по проведенной сделке.

Этапы валютного контроля

Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

На практике весь процесс происходит так:

  1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
  2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
  3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
  4. Информацию вносят во все базы данных.
  5. Резервируются средства для исполнения сделки.
  6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
  7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.

Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

Документы для валютного контроля

Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.

Чаще всего это:

  • паспорта участников сделки;
  • документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
  • различная таможенная документация (декларации и прочее);
  • паспорт сделки;
  • контракты, доверенности, счета-фактуры;
  • при необходимости — документация на недвижимость.

А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.

Также прочитайте: Валютный контроль и штрафы: чем грозит нарушение сроков сдачи документов и просрочка оплаты за товар.

(1 5,00 из 5)

Источник: https://rko-bank.ru/vk/valyutnyj-kontrol.html

Агенты и органы валютного контроля

Органы и агенты валютного контроля

Органы валютного контроля созданы для обеспечения законности действий организаций, осуществляющих операции в иностранных денежных единицах. Контролю подлежат как резиденты, так и нерезиденты национальной экономики.

Он осуществляется в соответствии с федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютный контроль и его предназначение

Контроль в данной области осуществляют органы и агенты валютного контроля. Цель — обеспечение законности деятельности участников, осуществляющих перемещение валюты внутри страны и за ее пределами. Предназначение этих действий состоит в обеспечении экономической безопасности страны.

Значимость такого контроля увеличивается с каждым годом. Происходит это по причине усиления темпов развития мировой экономики. Результатом этого развития является тот факт, что изолированных национальных экономик сейчас в мире практически не существует. Экономика каждой страны в любом случае является субъектом мировой экономики.

Мировая торговля связывает все страны единой нитью взаимовлияний и взаимозависимостей. Операции, осуществляемые между странами, обеспечивают постоянный обмен товаров и услуг, полностью удовлетворяя потребности населения.

Эти же операции являются основой мирового финансового рынка, составляющего финансовый сектор мировой экономики.

Интересы национальной экономики ущемляются экспансией транс-национальных компаний, которые могут являться резидентами сразу нескольких стран, но часто отражают интересы одной страны.

Постоянные международные платежи сливаются в единые потоки, оказывающие существенной влияние на состояние регионов, страны, государства и отдельных производителей. Страны с открытой рыночной экономикой подвержены сильным рискам, слагающимся из двух ветвей влияния: иностранных производителей, стремящихся проникнуть на рынок данной страны, и черного рынка внутри страны.

Из этого следует вывод — целью существования валютного контроля в рф является минимизация рисков и угроз со стороны других стран, транс-национальных корпораций и неконтролируемых процессов внутри страны.

Организация валютного контроля: формы, функции, ответственность

В Российской Федерации организация валютного контроля осуществляется в трех формах.

  1. Общий или неспециализированный. Это деятельность Минфина в обязательном взаимодействии с органами МВД, ФСБ, прокуратуры и налоговой инспекцией по обеспечению соответствия документации существующим нормам и правилам.
  2. Банковский. Проявляется в контролирующих действиях Банка России и всех его подразделений. Контроль направлен на обеспечение законности операций, проходящих через кредитные организации.
  3. Таможенный. Осуществляется через действия таможенной службы во всех ее структурных и территориальных органах, которые контролируют прохождение ценностей и товаров через границу.

Такое распределение ролей дает возможность государственным структурам использовать всю полноту власти для достижения главной цели своей деятельности — обеспечения экономической безопасности.

Валютный контроль выполняет следующие функции:

  • выявления действий субъектов экономики, не соответствующих законодательству РФ;
  • проверки наличия или отсутствия документов, разрешающих валютную деятельность;
  • выявления степени обоснованности платежных операций, осуществляемых в денежных единицах других государств;
  • контроля адекватности составления учетной и отчетной документации по осуществляемым расчетам в иностранной валюте.

Все участники экономических процессов несут равную юридическую ответственность. Законодательство предусматривает применение следующих мер наказания:

  • взыскание всей прибыли, полученной как физическим, так и юридическим лицом в результате проведения незаконной сделки или иных незаконных действий;
  • при неоднократных незаконных действиях помимо взысканий применяется также штраф, который превышает в пять раз величину совершенной сделки;
  • приостановка действия лицензии или ее отзыв.

Ответственность наступает за следующие действия, а также бездействия любых субъектов национальной экономики:

  • нарушения отчетно-учетной дисциплины;
  • отсутствие реакции на запрос документов;
  • предоставление данных, не соответствующих действительности;
  • несвоевременное предоставление отчетных или запрошенных документов;
  • ведение документов по правилам и формам, не соответствующих государственным требованиям, нормам и стандартам.

Органы и агенты валютного контроля: сходство и отличие

Ст. 22 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» утверждает, что агентами валютного контроля являются:

  • банки, наделенные соответствующими правами;
  • банки, не имеющие специальных полномочий, которые осуществляют деятельность по обороту ценных бумаг;
  • таможенная служба и все ее территориальные подразделения;
  • налоговая инспекция.

Эта же часть федерального закона определяет, что органами валютного контроля являются:

  • Центробанк Российской Федерации;
  • все органы исполнительной власти, имеющие соответствующие полномочия.

Агенты наделены следующими правами:

  • осуществления проверок деятельности субъектов экономики;
  • контроля деятельности субъектов по учету и отчетности;
  • направления запросов по предоставлению документов и информации.

Органы и агенты валютного контроля могут запрашивать документацию у организаций или физических лиц в достаточно широком информационном диапазоне. К таким документам, предоставляемым в обязательном порядке, могут относиться:

  • удостоверения личности;
  • учетная информация из налоговой инспекции;
  • свидетельства, подтверждающие права на недвижимость;
  • копии договоров, соглашений, контрактов, проектов, результатов торгов и иная документация, сформированная в процессе законной деятельности организации, осуществляющей валютные платежи;
  • документы о получении валютных кредитов;
  • сведения о семейном положении, родственниках и других людях, вовлеченных в процесс валютных операций.

Органы валютного контроля наделены следующими полномочиями:

  1. Формирования законов и иных нормативных актов, призванных регулировать финансовые потоки на внутреннем рынке и между странами.
  2. Осуществления контролирующей деятельности по определению соответствия валютных операций субъекта в специфике его лицензии.
  3. Проведения проверок любых валютных действий как граждан Российской федерации, так иностранцев.
  4. Составления стандартов, определяющих форму и содержание отчетных и учетных документов.

Органы и агенты валютного контроля при выявлении незаконных действий по проведению операций с валютой, передают информацию о нарушениях государственным органам, которые уполномочены применять санкции.

Источник: https://ovalute.ru/obshhie-svedeniya/organy-valyutnogo-kontrolya-agenty-rf.html

Принципы валютного регулирования и валютного контроля, органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля

Органы и агенты валютного контроля

Валютное регулирование — это деятельность государствен­ных органов, направленная на регламентирование порядка совер­шения валютных операций.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” устанавливает следующие принципы валютного регулирования и валютного контроля:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органы валютного регулирования и валютного контроля

Статья 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” определяет, что органами валютного регулирования в Российской Федерации являются

  • Центральный банк РФ и
  • Правительство РФ.

Ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” определяет, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется

  1. Правительством Российской Федерации,
  2. органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются:

  • Центральный банк Российской Федерации,
  • федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора – Росфиннадзор).

Агентами валютного контроля являются:

  • уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации,
  • государственная корпорация “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”, а также
  • не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг,
  • таможенные органы;
  • налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля органов и агентов валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/printsipi-valiutnogo-regulirovaniya-i-valiutnogo-kontrolya-organi-valiutnogo-regulirovaniya-organi-i-agenti-valiutnogo-kontrolya

Органы и агенты валютного регулирования

Органы и агенты валютного контроля

Один из самых известных видов финансового контроля — это валютный контроль, зависящий от операций проводимых над валютами. В России этот контроль управляется правительством нашей страны, а также агентами и определенными органами валютного регулирования.

Из каких принципов состоит валютный контроль?

Приоритетными являются меры касающиеся экономики, которые проявляются в своевременной реализации государственной политики в области органов валютного регулирования. Далее идет во все не нужное вмешательство государства, а также его органов во все операции резидентов и нерезидентов над валютой.

Замечание 1

Очень важный принцип кроется в политике Российской Федерации, а именно во внешней и внутренней единой валюте, осуществлении валютных операций, целью которых является обеспечение государственной защиты в сфере интересов экономики, прав резидентов, и нерезидентов.

Теперь стоит рассмотреть контроль над валютой и его основные направления такие как:

  • Необходимое наличие лицензий и разрешений соответствующих проводимыми операционными действиями по законодательству.
  • Выполнения обязательств по продаже зарубежной валюты на внутреннем валютном рынке нашей страны, а также обязанности в проверке резидентов в зарубежной валюте перед государством.
  • Проверка иностранной валюты на обоснованность платежей.
  • Полная проверка и объективный отчет валютных операций, и операции проводимые нерезидентами в валюте России.

Какие органы контролируют валютный контроль?

В России это ЦБ Российской Федерации, главный федеральный орган, который занимается исполнительной властью, основываясь на полномочиях полученных от правительства Российской Федерации.

Один из федеральных органов исполнительной власти, являющейся при этом органом контроля валюты, к которому относится служба Федерального надзора по финансово-бюджетного делам (которая была основана в середине 2004 года в июне) подотчетна Минфину России.

Ее задача – следить за тем, чтобы резиденты и нерезидентами соблюдали законодательство Российской Федерации в области валютных операций, а также вести запрос актов у органов занимающихся регулированием валюты, ее контролем, и отслеживанием соответствия проведения валютных операций по лицензионным условиям и разрешениям.

Замечание 2

ЦБ Российской Федерации занимается постоянным контролем операций проводимых над валютой во всех различных организациях по выдаче кредитов и на валютных биржах.

Агентами валютного контроля являются банки в чьи полномочия входит деятельность, подотчетная ЦБ России, гос.

корпорация «Банк внешнеэкономической деятельности и развития», банки не являющиеся уполномоченными в профессиональном участии на рынке держателей бумаг и реестра имеющих большую ценность, которые подотчетны органу федеральной исполнительной власти на рынке ценных бумаг, к ним же можно отнести налоговые, и таможенные органы (Федеральной службы основанная в июле 2004 года государственным комитетом России, а также службой по налогам созданной в 2004 году в июле на основе Министерства Российской Федерации по сборам и налогам).

Что же касается таможенной службы в России, то она как агент валютного контроля, занимается контролем и осуществлением. Эта служба в первую очередь отслеживает валютные перемещения лицами за границу РФ, и все валютные операции, которые тесно связанны с доставкой товара и транспортировкой средств через границу, а также:

  • Занимается обеспечением всей деятельности в области контроля валюты федеральными органами исполнительной власти и правительства нашей страны, которое является органами валютного контроля, и взаимодействует с ЦБ России.
  • Занимается обеспечением сотрудничества банков не являющихся уполномоченными в участии на рынке профессиональных ценных бумаг, а также налоговых и таможенных органов, которые как главный агент валютного контроля ЦБ РФ являются правительством России.

ЦБ Российской Федерации в свою очередь занимается обеспечением взаимодействия с другими органами валютного рынка, точно также как налоговыми и уполномоченными банками таможенных органов, которые соблюдая законодательство РФ выступают в роли агентов валютного рынка.

Полномочия органов валютного контроля

Банки, уполномоченные, как агенты валютного контроля, занимаются передачей налоговым и таможенным органам информации по выполняемым ими функциям в роли агентов по контролю валюты, установленной ЦБ Российской Федерации.

Агенты и органы основная деятельность которых валютный контроль, и лица чьи пределы компетенции действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

  1. Заниматься проверкой поведения и отслеживанием актов валютного законодательства Российской Федерации на наличие мер по соблюдению резидентами и нерезидентами актов валютного регулирования.
  2. Заниматься полной проверкой достоверности, а также получать отчетность по операциям над валютой среди резидентов и нерезидентов.
  3. Заниматься запросами и получением информации, документации, основываясь на которой проводятся операции связанные с валютой, открытием и ведением счетов.

Замечание 3

Важно отметить, что есть определенный срок, отведенный для предоставления документов при запросе валютного контроля от агентов и органов, который обязательно должен вписываться в рамки не менее семи рабочих дней со дня подачи этого запроса.

Органы, которые занимаются контролированием валюты и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  1. Предоставлять предписания, свидетельствующие об устранении обнаруженных нарушений актов валютного законодательства нашей страны, а также актов, которые относятся к органу валютного регулирования.
  2. Заниматься применением мер установленных законодательством РФ в плане несения ответственности при нарушении актов относящихся к органам валютного регулирования и актов, которые имеют отношение к валютному законодательству.

Для отслеживания контроля валюты, агенты имеют право на запрос и получение от резидентов следующих документов (копий документов), которые тесно связаны с проведением операций над валютой, а также открытием, и ведением этих счетов:

  1. Документы служащие подтверждением личности физического лица.
  2. Документ указывающий на государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
  3. Документы, которые доказывают наличие у лица юридического статуса — это относительно нерезидентов, что же касается резидентов, то для них документ свидетельствующий о государственной регистрации юридического лица.
  4. Свидетельство служащее доказательством о постановке на учет в налоговом органе.
  5. Документы, подтверждающие, что лица имеют права на недвижимое имущество.
  6. Документы, которые служат удостоверением прав нерезидентов на осуществление операций с валютой, открытием счетов (вкладов), выданные и при этом оформленные органами страны по месту регистрации нерезидента, если же для нерезидента получение такого документа предусмотрено законодательством зарубежного государства.
  7. Уведомление органов занимающихся налогами на месте учета резидента об открытии им счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации.
  8. Наличие документов подтверждающих регистрацию в тех случаях, когда рассматривается предварительная регистрация.
  9. Документы или проектные документы, которые служат основанием для проведения операций с валютой, включая при этом договоры (контракты соглашения), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; также документы, которые содержат сведения о результатах торговли (в случае ее проведения); документы, свидетельствующие о том, что была передача товаров (по выполнению работы, оказанию услуг), информации и результатов умственной деятельности, в том числе исключительных прав на эти документы, акты государственных органов.
  10. Документы, выдаваемые после оформления кредитными организациями, включающие банковские выписки; документы свидетельствующие подтверждением совершения валютной операции.
  11. Документы и таможенные декларации, подтверждающие ввоз в Россию валюты РФ, любой другой зарубежной валюты и внешних, а также внутренних ценных бумаг, в документарной форме.
  12. Паспорт сделки — это документ используемый агентами и органами контроля над валютой для осуществления валютного контроля, и содержащий в себе сведения необходимые для обеспечения учета, и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

Если рассмотреть агентов валютного контроля, то они могут лишь требовать предоставление документов, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.

Обязательства органов валютного контроля

Агенты, в полномочия которых входит валютный контроль, а также их должностные лица обязаны:

  1. Осуществлять контроль за тем как резиденты и нерезиденты соблюдают акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов, которые занимаются валютным регулированием.
  2. Представлять органам, которые занимаются контролем валюты все данные о валютных операциях, проводимые с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ.

Агенты и органы контроля над операциями с валютой и их должностные лица обязуются сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну в соответствии с законодательством РФ, которая стала им известна при вступлении в свои полномочия.

Агенты и органы валютного контроля обладая информацией о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования лицом, которое осуществляет валютные операции, при открытии вклада (счета) в банке за пределами территории РФ, имеют право применить к нему санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации, или передать информацию иным органам контролирующим валюту, которые при этом имеют право применять санкции.

Замечание 4

Агенты и органы контролирующие валюту, а также должностные лица несут полную ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за отказ от исполнения функций, установленных валютным законодательством и за нарушение прав резидентов и нерезидентов.

Обязательства лиц, выполняющих валютные операции

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

  1. Предоставлять агентам и органам контроля валюты документацию и информацию, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации по валютным операциям.
  2. Заниматься ведением учета (в установленном порядке) и составлять отчетность по проводимым ими операциями над валютой, обеспечивая при этом сохранность соответствующей документации и материалов в течение срока не менее трех лет со дня совершения производимой валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
  3. Выполнять все предписания органов валютного контроля касающиеся устранения выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов по регуляции валютой.

Если же будет замечено нарушение отчетности и правил учета по валютным сделкам, а также за непредоставление органам валютного контроля информации и документов, касающихся резидентов и нерезидентов, эти лица могут быть наказаны, а именно оштрафованы в пределах суммы, которая была учтена ненадлежащим образом.

При повторном нарушении назначенных до этого правил, а также за отказ от выполнения или за недоброкачественное выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов ЦБ Российской Федерации взыскиваются в доход государства суммы, которые были получены по недействительным сделкам, при этом и штрафы. Также отзываются лицензии или приостанавливается действие резидентов и нерезидентов.

Должностные лица юридических лиц — резидентов и юридических лиц — нерезидентов, которые обвиняются в нарушении операций над валютой по законодательству Российской Федерации, несут уголовную (ст. 191-193 УК РФ), административную (ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и гражданско-правовую ответственность.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/finansovoe-pravo/valjutnyj-kontrol/

Органы и агенты валютного контроля

Органы и агенты валютного контроля

Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

К федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять валютный контроль в пределах своих полномочий, относятся: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Контроль осуществления валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  • 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица также имеют право:

  • – выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • – применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

  • 1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
  • 2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;
  • 4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • 5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • 6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом таких документов предусмотрено законодательством иностранного государства;
  • 7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;
  • 8) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
  • 9) паспорт сделки и другие документы, перечень которых определен п. 4 ст. 23 Федерального закона 2овалютном регулировании и валютном контроле».

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

  • 1) осуществлять контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • 2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении полномочий.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, при проведении валютного контроля имеют право:

  • 1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
  • 2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;
  • 3) на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

В то же время резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны:

  • 1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены законодательством;
  • 2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
  • 3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Основными направлениями валютного контроля в России являются:

  • – определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий;
  • – проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
  • – проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • – проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

В зависимости от времени совершения валютного контроля выделяют три его основные формы: предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя непрерывный процесс контроля. Под методами валютного контроля понимают приемы и способы его осуществления (наблюдение, проверка, анализ, ревизия).

Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию, укрепление в целом финансовой дисциплины.

Технологическая схема валютного контроля основана на возможности уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функцию агентов валютного контроля в период таможенного оформления товаров и проведения банковских операций, производить анализ и сопоставление двух автоматизированных потоков.

Механизм валютного контроля за экспортными операциями включает сопоставление передаваемых таможенными органами данных о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через российскую границу и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления экспортной выручки. Для этого используется специальный документ валютного контроля – паспорт экспортной сделки. Основной механизм валютного контроля является обязанность экспортера обеспечить зачисление всей валютной выручки от экспортера на свои транзитные валютные счета в уполномоченных банках России в сроки, установленные законодательством.

Со стороны уполномоченных банков и таможенных органов следует выделить несколько этапов контроля за поступлением валютной выручки от экспорта:

  • – предварительный контроль правильности оформления паспорта сделки и таможенной декларации;
  • – формирование в Государственном таможенном комитете (ГТК) учетной карточки (УК) валютного контроля и направление ее в уполномоченные банки для проведения идентификации поступившей валютной выручки с последующим обменом и анализом информации по учетной карточке;
  • – после зачисления соответствующих валютных средств уполномоченный банк вносит в учетную карточку информацию о движении средств за данный товар;
  • – при поступлении учетных карточек от уполномоченных банков в Главном научно-информационном вычислительном центре ГТК России (ГНИВЦ) по истечении 90 дней со дня экспорта товара производят их анализ с целью выявления нарушителей валютного законодательства и применения к ним соответствующих санкций.

Таможенные органы принимают экспортируемые товары к оформлению только в случае предъявления паспорта сделки.

Кроме этого, в рамках процедуры валютного контроля в ГТК рассматривают внешнеторговый контракт, оригинал грузовой таможенной декларации (ГТК) и лицензию Банка России (в случае осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, а также зачисления валютных средств на счета в иностранной банках).

На основе учетных карточек в календарной последовательности оформляется реестр ожидаемого поступления на транзитные счета экспортеров валютной выручки. Реестр содержит сгруппированную по уполномоченным банкам по признаку близости сроков информацию об отгрузке товаров на экспорт, а также о суммах и сроках поступления валютной выручки.

Реестры направляются в уполномоченные банки в двух экземплярах, один из которых разделяется банком на учетные карточки, распределяемые по досье клиентов, а второй экземпляр заполняется и отсылается обратно в таможенные органы. В течение десяти дней со дня выпуска товаров экспортер обязан представить в уполномоченный банк копию ГТД, заверенную таможенными органами.

Банк в свою очередь направляет в таможенные органы в течение трех банковских дней учетные карточки для идентификации сумм, поступающих на счет экспортера в данном банке, по отношению к конкретным отгрузкам, указанным в реестре.

Заполненная экспортером ксерокопия учетной карточки подписывается лицом, имеющим право первой подписи по счету, скрепляется печатью и представляется в уполномоченный банк, где она проверяется с точки зрения правильности сумм и дат.

Завершив работу с копиями учетных карточек, присланных экспортерами, уполномоченный банк заполняет все графы реестра и направляет его не позднее контрольного срока возврата для дальнейшей обработки в ГНИВЦ с целью подготовки оперативных и статистических сведений, необходимых для осуществления валютного контроля.

Из ГНИВЦ обработанная информация направляется в таможенные органы, а также по запросам – в Федеральную службу валютного и экспортного контроля, Центральный Банк РФ и т.п. для расследования случаев нарушения норм валютного законодательства.

После того, когда в полном объеме был задействован механизм валютного контроля за поступлением валютной выручки, основным способом сокрытия валютных средств за рубежом стали импортные операции.

Действующий в настоящее время механизм валютного контроля за импортными операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспортными операциями, и заключается в оформлении соответствующих документов и их последующей пересылке между банками и таможенными органами. Основным документом таможенно-банковского контроля является паспорт импортной сделки.

Page 3

Перейти к загрузке файла

  • 1. Котелкин С.В. Международная финансовая система: Учебник. М.: Экономистъ, 2007.
  • 2. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  • 3. Финансовое право: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/В.А. Мальцев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Закон РФ “О банках и банковской деятельности”

Проект Федерального закона № N 217354-4 “Об информации, информационных технологиях и защите информации”, в редакции, принятой ГД ФС РФ в первом чтении 25.11.2005.

Валютное регулирование и валютный контроль: учебник для вузов / ред. В. М. Крашенинников. – М.: Экономистъ, 2010.

Прошунин М.М. Банковское право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. М.: Эксмо, 2010. С. 196.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/2381503/bankovskoe_delo/organy_agenty_valyutnogo_kontrolya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.