+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Основные принципы социального партнерства

Принципы социального партнерства

Основные принципы социального партнерства

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Социальноепартнерство – система институтов имеханизмов согласования интересовучастников производственного процесса:работников и работодателей.

Развитиесоциального партнерства в его различныхформах – важная составная часть процессаусиления социальной направленностисовременной рыночной экономики, еесоциализации.

В системе социальногопартнерства интересы работниковпредставлены, как правило, профсоюзами,интересы работодателей – союзамипредпринимателей.

В так называемомтрипартистском ее варианте третьимнепосредственным участником процессасогласования интересов выступаетгосударство, которое одновременноявляется и гарантом выполнения принятыхсоглашений. Согласование интересовдостигается путем переговорногопроцесса, в ходе которого стороныдоговариваются об условиях труда и егооплате, о социальных гарантиях работниками их роли в деятельности предприятия[7, c.182].

Развитиесистемы социального партнерства создаетвозможность достижения относительногобаланса интересов работников иработодателей на основе сотрудничества,компромисса, ведет к социальномуконсенсусу. Оно служит действенныминструментом сочетания экономическойэффективности и социальной справедливости[8, c.196].

В индустриальноразвитых странах социальное партнерствопринимает различные формы. Так называемаякорпоративистская система предполагаетиспользование специальных органов,процедур и механизмов. Она получилараспространение в Австрии, Швеции,Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах.

ВАвстрии, например, социальное партнерствореализуется посредством широкой сетиконсультативных советов и комитетов,паритетных комиссий, как на общенациональном,так и на отраслевом уровнях.

В странах,где специальные институты социальногопартнерства отсутствуют, действует такназываемая плюралистическая система(Великобритания, США, Канада).

Здесьсогласование противоречивых интересовосуществляется на уровне всего обществас помощью обычного политическогопроцесса (партий, парламентов, профсоюзов)и развития сотрудничества работникови работодателей на уровне отдельныхкомпаний.

В Россиисистема социального партнерства в еготрипартистском варианте еще толькоделает первые шаги. Главное – незадействованы механизмы, обеспечивающиереализацию достигнутых соглашений.

Вместе с тем в отдельных отраслях(например, в угольной) выполнениеотраслевых тарифных соглашений ужепривело к некоторому улучшениюматериального положения рабочих и роступроизводства. Выделяются большие,средние и малые социальные группы.

Вбольшие социальные группы (помимоклассов) входят совокупности людей,существующие в масштабе всего обществав целом: это социальные слои, профессиональныегруппы, этнические сообщества (нации,народности), возрастные группы (молодежь,пенсионеры) и т. д.

Осознание принадлежностик социальной группе и соответственноее интересов как своих происходитпостепенно, по мере формированияорганизаций, защищающих интересы группы(например, борьба рабочих за свои праваи интересы через организации рабочих).

К среднимсоциальным группам относятсяпроизводственные объединения работниковпредприятий, территориальные общности(жители одной деревни, города, района ипр.). К многообразным малым группамотносятся такие группы, как семья,дружеские компании, соседские общности.Их отличают также некие родственныеконтакты друг с другом.

Особенностьюсоциальных групп в странах с развитойэкономикой в настоящее время являетсяих мобильность, открытость перехода изодной социальной группы в другую.

Сближение уровня культуры и образованияразличных социально-профессиональныхгрупп приводит к формированию общихсоциокультурных потребностей и темсамым создает условия для постепеннойинтеграции социальных групп, систем ихценностей, их поведения и мотивации.

Врезультате можно констатироватьобновление и расширение самогохарактерного в современном мире -среднего слоя (среднего класса).

Основнымипринципами социального партнерстваявляются:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Таким образом,принципы социального партнерствазаключаются в цивилизованном регулирваниисоциально-трудовых отношений, вналаживании нормальных партнерскихвзаимоотношений между наемнымиработниками и работодателями при посредничестве государства. В мировойпрактике имеется богатый и проверенныйвременем опыт переговорной политики,как «трипартизма», так и двухстороннихпереговорных отношений.

2.1 Развитиесоциального партнерства на российскихпредприятиях

Модернизацияв обществе вызывает к жизни новые явленияи процессы, которые необходимо осмыслить,составляя не только теоретическиемодели, но и, безусловно, изучаяпрактический опыт. Возникновение иформирование нового явления для Россиитребует, прежде всего, разработкисущности понятия социального партнерства,его основных составляющих.

Социальноепартнерство рассматривается авторомпредлагаемого материала в двух ипостасяхкак некая социальная система и какразновидность социального действия. Вкачестве системы изучение социальногопартнерства предполагает исследованиеинститутов, механизмов и процедур,уровней, в целом представление моделейсоциального партнерства.

Изучаясоциальное партнерство в качестверазновидности социального действия,необходимо познать субъекты, их интересыи потребности, предметную область,способы регулирования социальныхпроблем.

Поскольку к задачам статьи неотносится исследование теоретическихвопросов проблемы социального партнерства,прежде всего она нацелена на изучениеи анализ случаев партнерства намикроуровне (предприятии), то использованиедвух подходов будем рассматривать заисходные данные.

Исследованиепроблем социального партнерства науровне предприятия представляетсявозможным по следующим критериям:

  • Развитие правовой базы
  • Представительность форм социального партнерства
  • Конструктивизм работодателя, нацеленность на достижение социального мира на предприятии
  • Статусная позиция профсоюзной организации (место и роль).

Качественныехарактеристики работоспособностипрофсоюза.

Анализправовой базы социального партнерствапозволяет заключить, что к основополагающимдокументам партнерских отношений напредприятии в разной степени относятсяматериалы, представленные на всехуровнях.

Их можно классифицировать наюридические, регулирующие трудовыеотношения и собственно договорныедокументы, которые в свою очередьнеобходимо рассматривать по вертикали:от национального (Генеральногосоглашения), регионального, отраслевогодо местного (коллективного договорапредприятия).

Среди проблемразвития правовой базы социальногопартнерства необходимо остановитьсяна следующем. Несмотря на большоеколичество нормативных актов, законовПравительства, участники диалогавысказывали мнение о необходимостисовершенствования правовой базыпартнерства.

Проблема модернизацииправовых документов актуальна дляразвития партнерских отношений на всехуровнях: от федерального до уровняпредприятия.

Для развития социальногопартнерства на уровне предприятияучастникам переговоров важно научитьсяиспользовать возможности тех постановленийи документов, которые уже введены вобиход социального диалога.

Безусловно,количество нормативных актов не являетсяопределяющим фактором в достиженииконструктивного диалога на микроуровне.Существуют более весомые критерии:готовность и способность субъектовпартнерства к равноправному диалогу.Разработанная правовая база становитсяисточником в развитии данного явления.

Двигателем его развития могут статьтолько субъекты, которые включены всоциальный процесс. Лишь их значимыекачества (готовность и способность)могут решить судьбу социальногопартнерства.

Поэтому следующим объектомвнимания исследователей стали субъективныефакторы формирования институтасоциального партнерства на предприятии.

Анализ такихкритериев, как «готовность» и «способность»субъектов партнерства к конструктивномудиалогу, был проведен исследовательскойгруппой через призму взаимоотношенияадминистрации предприятий с профсоюзнымилидерами, а также через осознаниеработодателями, руководителями и членамипрофсоюзных организаций значенияколдоговора, других форм социальногопартнерства и колдоговорного процессав целом.

Значимыехарактеристики конструктивизмработодателей и «боевитость» профсоюзныхлидеров в развитии социального диалогапредставляется возможным проанализировать,исследуя формы социального партнерствана предприятии.

Среди них, прежде всего,необходимо выделить коллективныйдоговор. Коллективный договор являетсяосновной формой социального диалогана предприятии.

По своему назначениюколдоговор представляет собой нормативныйакт, регулирующий отношения междуработодателем и работниками предприятия.

Изучениеслучаев социального партнерства напредприятиях позволяет прийти кзаключению, что типичным для данногопроцесса является двухсторонняя оценкаколдоговора.

С одной стороны представителиадминистрации предприятий отмечают,что «коллективный договор – базовыйдокумент для социальной политикипредприятия, в отношении тех людей,которые на нем работают. Это механизмрешения вопросов на Совете директоров».

Приводятся и такие высказывания, как«…заключение документа необходимо сточки зрения демократизации общества.Всегда трудящиеся должны чувствоватьответственность администрации порешению тех проблем, которые онивыставляют…этот документ вооружаетсторону работников и обязываетадминистрацию».

Анализируя данныеинтервью можно предположить, чтоработодатели стараются признаватьправа и обязанности субъектовколдоговорного процесса, а такжеучитывают их интересы.

В другомслучае со стороны администрациипроявляется желание самостоятельнорешать все управленческие вопросы безвмешательства любых контролирующихорганов, в том числе и профсоюзныхкомитетов.

Все социальные разделы изколлективного договора администрацияникогда и не пыталась исключить. Будетсо стороны профкома контроль или небудет его, они в любом случае будутстараться выполнить принятыеобязательства».

Поэтому и к коллективномудоговору как к форме социальногопартнерства – отношение скореебезразличное.

Источник: https://works.doklad.ru/view/Vaa1vM6e44Y/2.html

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

Основные принципы социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Источник: https://www.SuperJob.ru/trudovoj-kodeks/03-obschie-polozheniya.html

Основные принципы социального партнерства

Основные принципы социального партнерства
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Трудовые споры » Социальное партнерство » Основные принципы социального партнерства

Соцпартнерство направлено на реализацию согласования интересов обеих сторон в вопросах, которые касаются урегулирования взаимоотношений в сфере труда и смежных областях.

Понятие «социальное партнерство» определено пунктом 1 статьи 23 Трудового кодекса.

В сфере труда соцпартнерством считается система отношений, которые появляются между работниками и работодателями (или лицами, которые их представляют), структурами госвласти/местного самоуправления.

При этом данное соцпартнерство направлено на реализацию согласования интересов обеих сторон в вопросах, которые касаются урегулирования взаимоотношений в сфере труда и смежных областях.

Чтобы точнее сформулировать понятие социального партнерства, как понятие юридического характера, к описанию, имеющемуся в Трудовом кодексе, следует добавить следующее: взаимоотношения между различными субъектами соцпартнерства в сфере труда, которые урегулированы нормами трудового законодательства, становятся правоотношениями соцпартнерства. Данное понятие глубже помогут раскрыть основные принципы социального партнерства и формы его реализации.

Основы взаимодействия социальных партнеров

На уровне законодательных актов определяются стороны и участники соцпартнерства. Одной стороной является работодатель, а другой – работники, в том числе в виде представителей, которые получают свои полномочия в определенном порядке.

Социальное партнерство имеет несколько форм реализации. К ним относятся:

  • двусторонние отношения, в которых участвуют работодатель или его представитель и представители работников;
  • трехсторонние отношения, в которые кроме вышеперечисленных участников вовлечены структуры госвласти или местного самоуправления.

Во втором случае властные структуры участвуют в системе соцпартнерства, поскольку они призваны защищать интересы общества в целом, отвечают за координацию развития коллективно-договорного регулирования связей в сфере труда на разных уровнях и т.д.

Поэтому они не относятся к сторонам соцпартнерства, за исключением ситуаций, когда именно эти органы могут представлять работодателей (статья 34 ТК России).

  Также госорганы могут выступать в качестве работодателя, если речь идет о взаимоотношениях с работниками, которые заняты непосредственно в таких структурах.

Принципы соцпартнерства

Ведущие принципы соцпартнерства зафиксированы в 24 статье Трудового кодекса России.

В сфере труда основными принципами социального партнерства являются:

  • равные права участвующих сторон. Это проявляется в том числе в том, что каждая из них может выступать инициатором переговоров.
  • Уважение сторон, а также их интересов, для согласования которых используется такая форма взаимодействия, как переговоры.
  • Наличие заинтересованности в использовании договорных отношений. На законодательном уровне решение множества вопросов и проблем предоставляется на усмотрение сторон, в связи с этим им приходится достигать договоренности.
  • Содействие со стороны государства в развитии на демократических основах различных форм реализации соцпартнерства. Для этого в сфере труда создаются структуры, которые призваны урегулировать отношения социально-трудового характера.
  • Стороны должны соблюдать трудовое законодательство и прочие нормативные документы, которые содержат соответствующие нормы. Это подразумевает, что любая сторона, которая подписывает соглашение или контракт, обязуется выполнять прописанные в нем условия.
  • Наличие полномочий у представителей: полномочия представителей работников подтверждаются протоколом общего собрания (конференции), на котором они избираются; работодатели же определяют своих представителей соответствующим приказом.
  • При обсуждении проблемных вопросов, которые входят в сферу труда, должна иметь место свобода выбора. Трудовым кодексом предусмотрена возможность выбирать любые вопросы, а не только рекомендуемые.
  • Стороны берут на себя обязательства добровольно, принуждения и угрозы в любой форме не допускаются.
  • Обязательства, которые они на себя берут, должны быть реальными для исполнения.
  • Коллективные договора и соглашения носят для реализации обязательный характер.
  • За выполнением колдоговоров и соглашений осуществляется контроль, за который несут ответственность органы надзора.
  • Стороны в случае невыполнения колдоговоров и соглашений несут ответственность административного характера.

Стоит отметить, что социальное партнерство является частью рыночного общества, возникающей, когда оно достигает определенной зрелости, вместе с развитием сферы труда и появлением профсоюзов, которые выступают в качестве представителей прав и интересов работников.

Также вам будут полезны следующие статьи

Источник: https://advokat-malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/osnovnye-principy-socialnogo-partnerstva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.