Развитие социального партнерства в России
Система социального партнерства в РФ
Система социального партнерства направлена на обеспечение социальной справедливости, экономической стабильности и материального благосостояния в обществе. Социальное партнерство в России нашло свое применение в сфере труда.
Становление механизма началось еще в 1992 году, когда был принят Указ Президента РФ №2491-1 «О коллективных договорах…». В 1993 году Постановлением №647 был утвержден порядок подготовки и заключения отраслевых (тарифных) договоров.
Для совершенствования системы в 1997 году был издан еще один Указ №29 «О создании трехсторонней комиссии…».
Общие положения о системе
Под системой партнерства понимается совершенно новая точка создания социально-производственных взаимоотношений. Модели социального партнерства в России строятся на таких принципах:
- Наемный труженик перестает быть просто стороной рабочих отношений, используемым нанимателем. Физическое лицо, трудоустроенное на предприятие становится активной стороной регулирования и формирования социально-производственных взаимоотношений.
- Самый важный принцип системы – это равноправие интересов участников. Стороны коллдоговора в равных правах принимают участие в процессе формирования и урегулирования социальных и трудовых взаимоотношений на предприятии.
В развитых демократических странах система является основополагающим фактором для эффективности разрешения производственных споров, исключения или мирного решения возникших проблем и социальных конфликтов, обеспечения согласия сторон коллдоговора.
Построение механизма основано на переговорах, договорах и соглашениях. Согласно Указу №2491-1 между сторонами могут заключаться такие договорные соглашения:
- генеральное;
- региональное;
- территориальное;
- отраслевое (тарифное);
- локальное (коллдоговор).
В договорных взаимосвязях могут участвовать две или три стороны, в зависимости от того, какого уровня система социального партнерства в РФ. Согласно Указу №29 урегулированием социально-трудовых конфликтов занимается трехсторонняя комиссия, где третьей стороной выступают государственные структуры.
Социальное партнерство в сфере труда
Объекты и предмет социального партнерства
Объектами системы являются:
- социально-производственные отношения;
- финансово-экономическая политика;
- уровень материального благосостояния общества.
Заключение договоров предполагает решение вопросов, связанных с:
- оплатой труда работника;
- установлением рабочего времени;
- формированием трудовой дисциплины;
- обеспечением охраны труда на производстве;
- становлением социальной справедливости.
Совершенствование и развитие социального партнерства в России дает шанс повысить производительность труда, так как слаженность социальных взаимосвязей и рост экономических показателей – задача труднодостижимая. Но мотивация трудящихся посредством системы социального партнерства создает устойчивость правовой защиты рабочей силы, тем самым дает перспективу в развитии экономики.
Развитие системы
Существенные изменения в сфере собственности, как ликвидация предприятий, приватизация, формирование плюралистической формы собственности дали толчок к созданию механизма регулирования социальных отношений. Начало было положено еще в 1992 году, далее была разработана разветвленная система взаимодействия сторон трудовых отношений, включающая несколько уровней:
- федеральный;
- региональный;
- межрегиональный;
- территориальный;
- отраслевой.
На сегодняшний день система партнерства далеко не совершенна, она не представляет собой единого механизма общественного взаимодействия. Регулирование вопросов на различных уровнях выполняется противоречиво. Этому способствуют многие причины:
- политическая и финансово-экономическая нестабильность в стране;
- массовое несоблюдение предпринимателями взятых на себя полномочий;
- недостаточная опытность профсоюзных организаций вести переговоры;
- массовое недопонимание предпринимателями сущности системы.
Но, несмотря на противоречивость системы, перспективы развития социального партнерства в России все-таки имеются. С начала 90х годов и до 2002 года законодательная база расширилась новыми положениями о социальном партнерстве.
Так, были сформированы трехсторонние комиссии, привлекаемые в разрешение споров на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Также 2002 год порадовал работодателей созданием сообщества, представляющего их интересы в социальном партнерстве, а интересы работников представляют профсоюзные комитеты.
Трудовой Кодекс РФ содержит отдельный раздел, регламентирующий положения и порядок разрешения споров посредством применения системы социального партнерства.
Источник: https://okbuh.ru/otchetnost/sistema-sotsialnogo-partnerstva-v-rf
История развития социального партнерства в России (стр. 1 из 3)
1. Исторические предпосылки становления партнерских отношений в дореволюционной России
2. Советская система коллективно-договорных отношений
3. Социальное партнерство в переходный период: сущность, принципы и проблемы формирования системы
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов. систему социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.
Как механизм регулирования социально-трудовых отношений система социального партнерства получила развитие после Второй мировой войны, окончательно утвердилась лишь в 60 – 70-х гг. XX столетия, и то не во всех странах. В России она только формируется.
Необходимость регулирования социально-трудовых отношений возникает одновременно с возникновением капиталистического товарного производства, когда в качестве основных субъектов трудовых отношений окончательно оформляются два основных класса – собственники средств производства и наемные работники, лишенные средств производства и потому вынужденные продавать свою рабочую силу, чтобы как-то обеспечить свое существование. Уже само по себе наличие двух субъектов, интересы которых в социально-трудовой сфере не совпадают, ставит вопрос о создании механизма их согласования, разработки системы процедур урегулирования конфликтов, которые неизбежно возникают в случае столкновения разнонаправленных интересов.
Пользуясь соответствующей литературой, более подробно рассмотрю в данной работе историю формирования социального партнерства в России.
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИРостки партнерства проявились в отечественной истории в начале XVIII в., когда были предприняты первые попытки государственного регулирования трудовых отношений между работниками и работодателями, владельцами мануфактур и заводов.
Подтверждение этому Указ и «Регламент» (1722 г.), изданные Петром I, в которых предписывалось ограничить продолжительность рабочего дня на мануфактурах и казенных заводах, а также установить максимальный размер заработной платы.
Становление договорных социально-трудовых отношений прошло в России путь от патриархальных до цивилизованных форм.
Начавшись в дореформенный период устным договором между работодателем и работником, они со временем трансформируются в коллективные и тарифные договора.
Договоры заключаются сначала между коллективом рабочих и администрацией завода; затем в процесс включились профессиональные организации рабочих. Высшей формой договора стали тарифные соглашения между рабочими профсоюзами и союзами работодателей.
Социально-трудовые отношения на начальных этапах в основном носили конфронтационную окраску. Наиболее эффективным способом разрешения трудовых конфликтов являлись рабочие стачки, забастовки, основным требованием которых было повышение оплаты труда, сокращение продолжительности рабочего дня и т.п.
В качестве ответной меры предпринимателями довольно часто применялся локаут — закрытие предприятия с увольнением всех рабочих. Однако по мере накопления опыта регламентации вопросов социально-трудовых отношений конфликтующие стороны постепенно приходят к выводу о бесперспективности конфронтации.
С периода первой русской революции доминирующим в практике улаживания конфликтов стало создание примирительных учреждений из представителей рабочих и предпринимателей. Не будучи узаконены, примирительные комиссии, камеры создаются явочным порядком на предприятиях в период Первой мировой войны.Большую роль в улаживании социально-трудовых конфликтов играли также образованные по инициативе предпринимателей Военно-промышленные комитеты.
Сотрудничество предпринимателей и рабочих выразилось в развитии системы копартнершипа — привлечению рабочих к участию в прибылях предприятия.
Специфика российской формы копартнершипа в том, что предприниматели, рассматривая его как средство установления социального мира с рабочими, проводили акционирование предприятий и выделение доли в прибыли работников предприятия фактически «из своего кармана».
Острая потребность в квалифицированных кадрах, появившаяся на рубеже XIX-XX вв., побудила промышленников к созданию системы профессионального образования.
Эта проблема нашла успешное воплощение в разных регионах страны, практически во всех отраслях промышленности и на разных уровнях.
В этот период создавалась массовая сеть учебных заведений, включавших обязательные начальные школы для малолетних рабочих, курсы для подготовки квалифицированных взрослых рабочих.
Формирование социально-трудовых отношений прошло в пореформенной России несколько этапов:
1) период 60-80-х гг. — попытка формирования процесса правовых отношений в социально-трудовой сфере в период царствования Александра II и деятельность комиссий по подготовке социально-трудового законодательства; формирование политики попечительства как жесткой регламентации отношений работодателей и работников «сверху»; становление договорных форм социально-трудовых отношений;
2) период 90-х гг. — начала XX в. (до революции 1905 г.), совпадающий началом с индустриальной модернизации России, характеризуется стремлением властных структур приспособить «попечительскую политику» к новому экономическому этапу в истории России.
На данном этапе осуществляется создание организационных структур по регулированию социально-трудовых отношений на предприятиях, в отраслях (комиссий, советов, общественных организаций работников, союзов и объединений предпринимателей, работодателей;3) период революции 1905-1907 гг. привнес принципиальные качественные изменения в социально-трудовые отношения. В этот период создаются профессиональные организации рабочих — профсоюзы как институт социального партнерства. Наиболее инициативно в процессе формирования новых трудовых отношений проявили себя предприниматели, фабриканты, заводчики и их общественные объединения;
4) период Первой мировой войны и деятельности Временного правительства характерен либерализацией трудовых отношений предпринимателей и рабочих и милитаризацией экономики. В России проходят апробацию цивилизованные формы и механизмы регулирования социально-трудовых отношений.
Особенности процесса формирования партнерских отношений в России в конце ХIХ – начале XX вв. — патриархальность, живучесть традиций крепостного права во всех отраслях экономики.
Преобладающая часть промышленных предприятий располагалась в сельской местности, большинство рабочих на них составляли крестьяне, не прерывавшие связь с землёй, с общиной.
В свою очередь, многие предприниматели, работодатели являлись представителями купеческо-дворянско-крестьянского происхождения, сохранявшие сословность и другие нормы общественных отношений традиционного общества.
В России роль государства, властных структур в регулировании отношений партнерства между предпринимателями и рабочими была особенно велика.
Это наиболее убедительно проявлялось в попечительстве государственными органами сфер образования, медицинского обслуживания, ограничения женского и детского труда, регулирования процессов найма, продолжительности рабочего дня, социального страхования рабочих.
Социальное партнерство зарождалось как сфера взаимодействия труда и капитала, регулирования социальных конфликтов.Властные структуры вынуждены были не только устанавливать некие границы договорных отношений сторон, но и активно, напрямую вмешиваться в их содержание.
Государство определяло правовой статус как индивидуальных, так и коллективных субъектов, а также правовые средства разрешения трудовых конфликтов.
Истоки социального партнерства прослеживались и в деятельности земских учреждений. Земское выборное самоуправление ведало хозяйственными делами и общественными «пользами и нуждами».
Земства совместно с частным капиталом содержали дороги, открывали школы, больницы, создавали кассы мелкого кредита и общества взаимного страхования.
Они же занимались попечением местной промышленности, внедрением новых методов земледелия, организацией опытно-показательных выставок и др.
Общественные объединения предпринимателей, работодателей, рабочих выступали как своего рода институты социального партнерства.
К сожалению их многообразие, неорганизованность и разобщенность не столь эффективно способствовали утверждению цивилизованных форм согласования противоречивых интересов различных социальных групп, слоев и классов российского общества.Тем не менее они своей деятельностью стимулировали развитие законодательной и нормативно-правовой базы партнерских отношений, активизировали участие властных структур в этом процессе.
Несмотря на специфические условия социально-экономического развития, Россия в целом шла в русле общецивилизационных закономерностей механизма социального партнерства. В дореволюционном законодательстве начала XX в. проявились первичные составляющие данного механизма:
а) в сферу трудового права и в целом правового регулирования наряду с индивидуально-договорными отношениями работника и работодателя включались коллективно-договорные отношения. В рамках последних осуществлялась легализация коллективных трудовых прав: право на ассоциацию (коалицию), право на забастовку как средство защиты коллективных интересов;
б) осуществлялись меры по созданию специальной системы регулирования трудовых конфликтов; организовывались промышленные суды, которые формировались из представителей труда и капитала, хотя закон о них так и остался в проекте;
Источник: https://mirznanii.com/a/213640/istoriya-razvitiya-sotsialnogo-partnerstva-v-rossii