+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Судебная практика военнослужащих по служебному жилью

Содержание

Можно ли выселить военнослужащего из служебного жилья: судебная практика

Судебная практика военнослужащих по служебному жилью

Военные являются теми людьми, которые вынуждены регулярно переезжать с одного места на другое.

Это приводит к тому, что им выделяются жилые квартиры для оптимального проживания в регионе, где у них отсутствует собственная недвижимость. При таких условиях невозможно прописаться или оформить в собственность жилье.

Нередко возникают ситуации, когда военные отказываются покидать жилье, поэтому требуется их принудительное выселение.

Нюансы получения жилья от Минобороны

Военнослужащие во время несения службы в регионе, где у них нет своей недвижимости, могут рассчитывать на получение актуальной и комфортной квартиры или комнаты, выделяемой из фонда Минобороны.

При этом выселить граждан из этого жилья можно добровольно или принудительно.

Следует разобраться с тем, на каких основаниях выдворяются военные из жилья.

При увольнении непременно бывший военный должен покинуть квартиру. Если он отказывается выполнить процесс добровольно, то он со всеми членами своей семьи выдворяется из объекта принудительно, для чего проводится судебное заседание.

Порядок выселения из служебного жилья, смотрите по ссылке.

Если во время службы признавалось, что военный нуждается в жилье, то даже после увольнения он может остаться в квартире до того момента, пока не получит другую недвижимость, но при этом он должен остаться в списке очередников военной части, а также у него не должно иметься другой собственности.

Можно ли выселять военнослужащих  и членов их семей из служебного жилья? Смотрите видео:

Основания

Выселение военнослужащего должно производиться при наличии серьезных оснований.

Все они перечисляются в ст. 83 ЖК:

  • отсутствие платы за услуги ЖКХ, причем деньги не вносятся больше полугода, а также нет у военного веских причин на это;
  • применяется объект не по его прямому назначению;
  • нарушаются права соседей или иных третьих лиц;
  • наниматель долго отсутствует в объекте, например, переехал в другую жилплощадь, а при этом не было прислано уведомление владельцу недвижимости;
  • военный умирает;
  • портится разными способами помещение;
  • проводится перепланировка без предварительного согласования, поэтому она является незаконной.

Статья 83. Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения 1. Договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.2. Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть договор социального найма.3. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.4. Расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае:1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;4) использования жилого помещения не по назначению.5. Договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.

По ст. 103 ЖК военные, вселяющиеся в служебные квартиры, располагающиеся в военных городках, выселяются после окончания действия срочного контракта.

Решение о предоставлении служебного жилья.

Также это происходит при их увольнении по своему желанию, по сокращению или при нарушении законодательства. Нередко увольняются они из-за нарушения требований дисциплины, а в этом случае они так же должны покинуть жилье

Выселяются ли военные при увольнении

Если завершаются трудовые отношения между военнослужащим и государством, то он обязательно должен освободить занимаемую служебную недвижимость.

Если он отказывается добровольно выполнить требования нанимателя, то дело разбирается в суде.

Нюансы при сокращении

В государстве имеются определенные гарантии для военных, которые вынуждены в другом регионе проживать в служебной жилплощади.

Если они сокращаются, но при этом состояли в очереди на получение квартиры, то они далее могут жить в недвижимости до того момента, пока не получат другой объект для жизни.

В ст. 108 ЖК указывается, что выселяются военные при сокращении.

Статья 108. Предоставление жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами Порядок предоставления жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, устанавливается федеральными законами.

Выселяются ли ветераны боевых действий

При выдворении граждан не учитывается, какой должностью и наградами они обладают.

Оформляется договор найма на проживание в служебном жилье только на ограниченное количество времени, поэтому все военные должны помнить, что предоставляется данная квартира исключительно на небольшой временной промежуток, а при этом они не смогут получить право распоряжаться ею.

Что такое договор найма служебного помещения? Читайте здесь.

Заявление на получение жилья.

Нюансы выселения детей военных

Если заканчивается срок действия договора, то выселяются все члены семьи военного, к которым относятся и дети. Но при этом существуют определенные ситуации, при которых детей выдворить из квартиры не получится.

К ним относится:

  • дети, являющиеся сиротами;
  • дети, если их родители умерли при несении службы.

Даже вышеуказанные несовершеннолетние могут выселяться, если у них имеется правильно оформленная другая недвижимость, где они могут проживать.

Если у семьи имеются финансовые проблемы и отсутствует свое жилье даже в другом городе, то родители могут попросить отсрочку через суд.

Так как участвуют в этом процессе несовершеннолетние, то вмешиваются органы опеки, которые могут повлиять на решение суда.

Правила выселения родственников

Военнослужащие могут при заселении в квартиру, полученную от государства, поселить с собой родственников, являющихся членами их семьи.

Их не получится выселить из этой недвижимости при условиях:

  • проживает семья военного, погибшего при исполнении;
  • живут люди в общежитии;
  • военный пропал без вести;
  • не выселяются пенсионеры;
  • дети, лишившиеся родителей, так же не выгоняются из жилья;
  • не выселяются семьи военных, живущие в недвижимости, переданной на баланс местной администрации, но важным условием является наличие стажа у военного не меньше 10 лет.

Нюансы выселения через суд

Военнослужащие и члены их семьи часто отказываются добровольно покидать служебное жилье, причем даже в ситуации, когда у них уже нет оснований для дальнейшего нахождения в этой недвижимости.

При таких условиях требуется обращаться в суд для принудительного выдворения граждан.

Новости от Министерства обороны, смотрите в этом видео:

Как составить иск

Выселением из служебного жилья военных занимается собственник. Первоначально надо удостовериться в наличии оснований для выдворения граждан.

Далее надо попробовать попросить граждан добровольно покинуть жилплощадь, а если решить ситуацию мирным способом не получается, то составляется иск в суд.

Важно! Для каждой организации или частного владельца жилья обращение в суд считается крайней мерой, так как это требует траты времени, усилий и денег.

При составлении и подаче иска учитываются требования и правила:

  • все рекомендации закрепляются в ст. 131 и ст. 132 ГПК;

Статья 132. Документы, прилагаемые к исковому заявлению К исковому заявлению прилагаются:его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

  • если имеются нарушения и ошибки в этом документе, то будет отказано в его рассмотрении;
  • состоит документ из нескольких частей, причем самой важной считается претензионная, где должны иметься все требования истца;
  • указывается название суда, наименование сторон, а также требование выселить военнослужащего и всех членов его семьи из недвижимости;
  • желательно изначально оставлять ссылки на законы, чтобы аргументировать требования;
  • оптимально найти похожие случаи из судебной практики;
  • передается иск в канцелярию суда, причем истцу выдается его копия со специальной отметкой о принятии;
  • назначается примерный срок, когда будет проведено заседание;
  • к иску прикладываются другие документы, подтверждающие правоту истца;
  • рассматривается документ от 5 дней до 2-х месяцев.

Судебная практика

На основании судебной практики имеются некоторые нюансы таких дел:

  • подавать иск может не только владелец помещения, но и другие люди, которые претендуют на недвижимость, а также соседи, выявляющие недобросовестное поведение ответчика;
  • ответчики обычно затягивают сроки рассмотрения спора;
  • если проходит три года, то невозможно рассмотреть дело в суде;
  • ответчик может оспорить основание для выселения при наличии доказательств

В судебной практике споры, относящиеся к выселению военных из жилплощади,являющейся служебной, считаются сложными.

Кого не получится выселить

Существуют определенные категории граждан, которых невозможно выселить даже из служебного жилья.

К ним относятся:

  • инвалиды первых двух групп, получившие инвалидность в процессе несения службы;
  • пенсионеры по возрасту;
  • люди, являющиеся членами семьи умершего или пропавшего военного;
  • если военнослужащий получил недвижимость для проживания до 2005 года, а при этом нуждался в жилплощади официально, то он не будет выгнан из квартиры без предоставления аналогичного объекта;
  • участники ВОВ;
  • военные, ставшие недееспособными во время несения службы;
  • дети, оставшиеся без родителей, которые погибли при исполнении.

Заключение

Таким образом, военнослужащие при переводе в какой-либо город могут рассчитывать на служебное жилье.

Оно предоставляется на временной основе, поэтому после окончания службы или в некоторых других ситуациях семья гражданина должна покинуть жилое помещение.

Если это не будет сделано добровольно, то владелец может обратиться в суд.

Существуют определенные ситуации, когда люди могут продолжать жить в этой недвижимости бессрочно.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже: Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Источник: http://ProNovostroyku.ru/yuridicheskie-voprosy/vy-selenie-i-rasselenie/vy-selenie-iz-sluzhebnogo-zhil-ya-voennosluzhashhih.html

Дело № 204-КГ15-10 от 20.08.2015 – Судебная коллегия по делам военнослужащих, кассация

Судебная практика военнослужащих по служебному жилью

г. Москва20 августа 2015 г.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Рос­ сийской Федерации в составе

председательствующегоКрупнова И.В.,
судейВоронова А.В., Замашнюка А.Н.
при секретареЗамолоцких В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании

гражданское дело по кассационной жалобе представителя командира войско­ вой части Власова А.В. на апелляционное определение Уральского ок­ ружного военного суда от 6 ноября 2014 г.

, которым отменено решение Че­ лябинского гарнизонного военного суда от 30 мая 2014 г.

по заявлению быв­ шего военнослужащего войсковой части майора запаса Юрпалова А В об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части , утвержденной командиром, об исключении заявителя и членов его семьи из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя командира войсковой части Никонова В.А. в обоснование доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам во­ еннослужащих

установила:

апелляционным определением Уральского окружного военного суда от 6 ноября 2014 г. отменено решение Челябинского гарнизонного военного су­ да от 30 мая 2014 г. об отказе в удовлетворении заявления Юрпалова А.В.

, в котором он просил признать незаконным утвержденное командиром войско­ вой части решение жилищной комиссии той же воинской части от 26 марта 2014 г.

об исключении заявителя из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По делу принято новое решение об удовлетворении заявления, решение жилищной комиссии признано незаконным и на комиссию возложена обя­ занность по рассмотрению вопроса о включении Юрпалова А.В. и членов его семьи в списки нуждающихся в получении жилого помещения.

Определением судьи Уральского военного суда от 24 февраля 2015 г. в передаче кассационной жалобы представителя воинского должностного лица для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отка­ зано.

В кассационной жалобе представитель командира войсковой части , утверждая о правомерном исключении заявителя из числа нуждающих­ ся в жилом помещении ввиду незаконной постановки его на жилищный учет в ноябре 2004 года, просит апелляционное определение отменить ввиду су­ щественного нарушения норм материального права, оставив в силе решение гарнизонного военного суда.

В обоснование жалобы он указывает, что Юрпалов А.В. в связи с за­ ключением первого контракта о прохождении военной службы после 1 янва­ ря 1998 года, отсутствия необходимой выслуги лет и оснований для увольне­ ния не мог быть признан в 2004 году нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.

Кроме того, он не сдал ранее полученную от государства квартиру и после расторжения брака не принял мер к выделению причитающейся ему доли, что само по себе является препятствием к повтор­ ному получению жилья.

Однако окружной военный суд эти обстоятельства неправомерно признал не имеющими значения при рассмотрении вопроса о законности решения жилищной комиссии.

Также в жалобе указывается на ошибочный вывод суда апелляционной инстанции о праве заявителя на служебное жилье, поскольку по месту воен­ ной службы он обеспечен жильем для постоянного проживания в качестве члена семьи в квартире, нанимателем которой является его супруга.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в су­ дебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.

Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассаци­ онной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит апел­ ляционное определение подлежащим отмене.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения су­ дебных постановлений в кассационном порядке являются существенные на­ рушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на ис­ ход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита на­ рушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в сле­ дующем.

Из материалов дела следует, что Юрпалов А.В.

в период прохождения военной службы с августа 1988 года по ноябрь 1992 года за счет федерально­ го органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, был обеспечен в марте 1992 года по установленным нормам жилым помеще­ нием для постоянного проживания, которое после расторжения брака он ос­ тавил бывшей супруге и сыну, отказавшись от приватизации квартиры, а за­ тем выехал из нее в январе 1995 года.

После заключения нового брака Юрпалов А.В. в марте 2003 года был вселен супругой в качестве члена семьи в квартиру, находящуюся в муници­ пальной собственности.

В феврале 2003 года заявитель поступил на военную службу по кон­ тракту, которую проходил до увольнения в отставку по состоянию здоровья в апреле 2014 года.

В период прохождения военной службы Юрпалов А.В. решением жи­ лищной комиссии войсковой части от 14 апреля 2004 г.

был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жи­ лой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Однако после выявления факта обеспеченности заявителя жилым по­ мещением он был снят с жилищного учета решением жилищной комиссии от 26 марта 2014 г., утвержденным в тот же день командиром воинской части.

Отказывая в удовлетворении заявления, гарнизонный военный суд ис­ ходил из того, что Юрпалов А.В.

распорядился ранее полученным от госу­ дарства жилым помещением и не может его сдать, что лишает заявителя пра­ ва на повторное обеспечение жильем в порядке, установленном Федераль­ ным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон «О статусе военнослужащих»).

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое об удовле­ творении заявления, окружной военный суд сослался в обоснование принято­ го решения на право Юрпалова А.В. быть обеспеченным в период военной службы служебным жильем ввиду заключения им первого контракта после 1 января 1998 г.

Неверным окружной военный суд посчитал и вывод гарнизон­ ного военного суда о необходимости сдачи заявителем ранее полученного от государства жилья, поскольку в связи с расторжением брака и последующим снятием с регистрационного учета он утратил право не только проживания, но и пользования этим жилым помещением.

Такие выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют об­ стоятельства дела и не основаны на законе.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военно­ служащих» во взаимосвязи с подп. «д» п.

10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных поста­ новлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054, право на жилищное обеспечение военнослужащих, признанных в каче­ стве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется за счет государст­ ва один раз.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе воен­ нослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых воен­ нослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за ис­ ключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

В связи с изложенным правильным является вывод гарнизонного воен­ ного суда о том, что в том случае, если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, преду­ смотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осу­ ществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полу­ ченного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Такие разъяснения законодательства даны в п. 27 постановления Пле­ нума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г.

№ 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, во­ енной службе и статусе военнослужащих».

Однако данные положения нор­ мативных правовых актов и разъяснения Верховного Суда Российской Феде­ рации судом апелляционной инстанции применены не были.

При таких данных утрата Юрпаловым А.В.

права пользования жилым помещением, предоставленным ему в период прохождения им военной службы с августа 1988 года по ноябрь 1992 года, обусловленная отказом зая­ вителем от приватизации квартиры и добровольным выездом из нее, то есть причинами, связанными с его волеизъявлением, не свидетельствует о нали­ чии у него права на повторное обеспечение жильем за счет государства.

Что касается расторжения заявителем брака, то это обстоятельство, во­ преки выводу суда апелляционной инстанции, само по себе не свидетельст­ вует об утрате Юрпаловым А.В. на основании ч. 4 ст. 31 ЖК РФ права поль­ зования жилым помещением, поскольку, давая согласие на его приватиза­ цию, без которого она в силу ст.

2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г.

№ 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федера­ ции» была бы невозможна, заявитель исходил из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу.

Из изложенного следует, что положения ч. 4 ст. 31 ЖК РФ не распро­ страняются на бывших членов семьи собственника приватизированного жи­ лого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица, к которым относится заявитель, имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.

Такие разъяснения законодательства даны в п. 18 постановления Пле­ нума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О не­ которых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищ­ ного кодекса Российской Федерации», которые также были оставлены без внимания судом апелляционной инстанции.

Вопреки выводу окружного военного суда, Юрпалов А.В. в период во­ енной службы не имел права и на служебное жилье.

В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые поме­ щения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установ­ ленным в ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми поме­ щениями в соответствующем населенном пункте.

Поскольку из материалов дела следует, что заявитель с момента по­ вторного поступления на военную службу проживает в качестве члена семьи в квартире, нанимателем которой по договору социального найма является его супруга, основания для его постановки на жилищный учет для получения служебного жилого помещения также отсутствовали.

Таким образом, Юрпалов А.В. не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении исходя из обеспеченности его жильем за счет государства по установленным нормам. Другие основания признания заявителя нуждаю­ щимся в жилом помещении, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ, по делу не ус­ тановлены.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления неправо­ мерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Таким образом, суд первой инстанции, признавая законным решение жилищной комиссии той же воинской части от 26 марта 2014 г.

об исключе­ нии заявителя из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий, пришел к правильному выводу о том, что Юрпалов А.В.

и члены ее семьи не имеют права на восстановление в списках нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, а вывод суда апелляционной инстанции об обратном не основан на законе.

Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке апелляционного определе­ ния Уральского окружного военного суда от 6 ноября 2014 г. и оставления в силе решения Челябинского гарнизонного военного суда от 30 мая 2014 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 386-388, п. 4 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих

определила:

апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 6 ноября 2014 г. по делу по заявлению Юрпалова А В в связи с существенным нарушением норм материального права отменить, оставить в силе решение Челябинского гарнизонного военного суда от 30 мая 2014 г.

по заявлению Юрпалова А.В. Председательствующий И.В. Крупнов Судьи: А.В. Воронов А.Н. Замашнюк

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE/204-%D0%BA%D0%B315-10/

Судебные решения по жилищным спорам военнослужащих

Судебная практика военнослужащих по служебному жилью

Жилищный вопрос главный в рамках конкретной семьи и целого государства. Существует ряд граждан, которым жилые помещения в собственность, передают безвозмездно. К таковым, в частности, относятся военнослужащие.

Важно, чтобы они непросто защищали страну от посягательств извне, но и имели гражданство России, числились нуждающимися в улучшении жилищных условий. Если вышеупомянутые требования соблюдаются, а жилья все равно нет, то военный вправе обратиться к служителям Фемиды.

Тогда выносятся судебные решения по жилищным спорам военнослужащих. Что они собой представляют? Могут ли быть оспоренными?

Обеспечение военнослужащих жильем: нормы, порядок

Предоставление жилого помещения военнослужащему в собственность регулируется следующими законами:

  • Жилищным Кодексом страны;
  • Федеральным законом №76-ФЗ;
  • Конституцией государства;
  • ведомственными актами.

Законодатель гарантирует военному собственную жилплощадь, если служащий:

  • является гражданином своей страны;
  • нуждается в том, чтобы улучшить условия проживания;
  • отслужил более 10 лет;
  • намеревается уйти в отставку (на пенсию) или без такового.

Получается, что военнослужащему, у которого нет своего жилья, через 10 лет службы обязаны выдать квартиру или дом. При этом военный должен уйти со службы по состоянию здоровья, собственным намерениям или изменениям в штатном расписании.

Если человек не желает расставаться с выбранной профессией, он может работать, но жилье в таком случае военному предоставят через 20 лет по действующему законодательству.

Не всегда служивым выдают именно готовую жилплощадь. Квадратные метры могут заменить денежной выплатой, которой хватит на покупку или строительство жилья.

Важно: квадратура предоставляемого помещения рассчитывается исходя из общих потребностей семьи военного, а не его одного.

По Жилищному кодексу на одного человека должно приходиться не менее 12 квадратных метров жилья. Семьям с двумя разнополыми детьми должны предложить минимум двухкомнатную квартиру.

Обычно помещение располагается в том городе, где прописан конкретный военнослужащий. Выбор населенного пункта, где появится жилье в собственности, в данном случае не предусмотрен.

Однако заезжать в первое же предложенное жилье военному не обязательно. Гражданину предлагают несколько вариантов жилья, он вправе выбрать наиболее подходящее для него и его семьи.

Обеспечение жилыми помещениями на временной основе предусмотрено для граждан, служащих по контракту. Помещение предоставляют в том населенном пункте, где трудится конкретный военный. Если такой возможности нет – то выбирается ближайшие город или село. Подробнее об этом сказано в 15 статье закона о статусе военнослужащих.

Военная служба и опасна, и трудна. Случаи гибели не являются редкостью. Если военный умер при выполнении служебного задания, члены его семьи все равно вправе рассчитывать на собственные квадратные метры. Об этом говорится в статье №24 вышеупомянутого закона страны.

Если в семье произошел разлад и последующий развод, то ячейка общества уже не признается таковой. Сам военнослужащий имеет право на собственное жилье, его супруга (супруг) – уже нет. Что касается несовершеннолетних детей, здесь все зависит от того, с кем они будут жить в дальнейшем: с военнослужащим – тогда при предоставлении жилья малолетних возьмут в расчет.

Проблемы обеспечения служивых жилой площадью

Казалось бы – по закону все просто. Военным обязаны предоставить жилье, если они в нем нуждаются, отслужили более 10 лет и собираются увольняться. На практике в предоставлении квартир иногда отказывают. Чем мотивируют такое решение?

Начнем с того, что вопрос регулирует жилищная комиссия конкретного гарнизона (военной части). Именно в ее адрес военный подает заявление о том, что он намерен получить жилье в собственность.

Важно! Эта комиссия ведет, значит, составляет списки военных, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такие же документы хранятся в администрации конкретного населенного пункта, где гражданин проходит службу.

На практике оказывается, что жилья нет, как и средств, которые нужно выделить на его приобретение. Военных «кормят завтраками», предоставляют им социальное жилье, всячески оттягивая момент получения персональной квартиры.

Иногда такая тактика срабатывает. Люди просто устают ждать, поэтому копят деньги, берут кредиты, занимают у родственников и покупают жилье самостоятельно. Тогда они исключаются из очереди нуждающихся в том, чтобы улучшить свои условия проживания, соответственно, безвозмездное жилье не предоставляется.

И здесь случаются казусы, противоречащие здравому смыслу. Яркий пример  — ситуация, случившаяся с Сергеем Барышевым.

Военнослужащий в свободное от работы время подрабатывал свадебным оператором, накопил денег, занял у родственников и купил себе жилье в Подмосковье за почти 5 миллионов рублей.

Однако военная прокуратура признала подобную деятельность слишком противоречивой и даже порочащей военного. Состоялся суд, решением которого квартиру у служивого отобрали, обратив ее в собственность государства.

Выходит, покупать жилье самостоятельно все-таки не стоит? Надо ждать своей очереди? А если семья живет в невозможных условиях, и неизвестно: когда все это закончится? Здесь совет лишь один: не сидеть на месте. Если военнослужащему должны предоставить жилье, значит, гражданин защищен законом, опасаться ему нечего.

Способы урегулирования конфликтов

Что делать, если жилье не дают, хотя все сроки уже вышли? Писать жалобы, обращения, в общем, действовать, а не сидеть сложа руки. Примерная схема действий в данном случае выглядит следующим образом:

  • человек собирает документы, подтверждающие его нуждаемость в жилье, собственной жилплощади;
  • подает жалобу на рассмотрение жилищной комиссии гарнизона;
  • если она неудовлетворена, пишется обращение в адрес командира военной части;
  • далее – обращение в военный суд. О нем будет сказано чуть ниже.

Источник: https://PoKodeksu.ru/zhilischnoe-pravo/sudebnye-resheniya-po-zhilischnym-sporam-voennosluzhaschih.html

Обзор судебной практики по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, Обзор судебной практики от 18 августа 2015 года

Судебная практика военнослужащих по служебному жилью

Перед изучениемОбзора рекомендуем предварительно ознакомиться с егооглавлением.

Общиеположения о жилищном обеспечении военнослужащих

Право на жилищегарантировано статьей15 Федерального закона от 27.05.

98 N 76-ФЗ “О статусевоеннослужащих”, в соответствии с данной статьей,государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилымипомещениями в форме предоставления им денежных средств наприобретение или строительство жилых помещений либо предоставленияим жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящимФедеральным законом, другимифедеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

На весь срок военнойслужбы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

-военнослужащие, назначенные на воинские должности после полученияпрофессионального образования в военной профессиональнойобразовательной организации или военной образовательной организациивысшего образования и получения в связи с этим офицерскоговоинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие сними члены их семей;

-офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службыпосле 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены ихсемей;

-прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы,являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контрактупосле 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены ихсемей.

Согласно п.14ст.

15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общуюпродолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении своенной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями ичленов их семей при перемене места жительства осуществляетсяфедеральными органами исполнительной власти, в которыхпредусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджетана строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путемвыдачи государственных жилищных сертификатов; документы о сдачежилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иномуфедеральному органу исполнительной власти, в котором федеральнымзаконом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационногоучета по прежнему месту жительства представляются указаннымигражданами и совместно проживающими с ними членами их семей приполучении жилого помещения по избранному месту жительства.

Лицам, отказавшимсяначиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенногожилого помещения, расположенного по месту военной службы или поизбранному до дня вступления в силу настоящего Федерального законаместу жительства, которое соответствует требованиям, установленнымзаконодательством Российской Федерации, а также изъявившим желаниеизменить место жительства,предоставляется жилищная субсидия.

Пунктом2.

1 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, чтообеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службыпо достижении ими предельного возраста пребывания на военнойслужбе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатнымимероприятиями, общая продолжительность военной службы которыхсоставляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года былиприняты органами местного самоуправления на учет в качественуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с нимичленов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджетапо выбору гражданина, уволенного с военной службы, в формепредоставления:

жилого помещения всобственность бесплатно;

жилого помещения подоговору социального найма;

единовременной денежнойвыплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

На основании статьи15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения,предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственностьбесплатно или по договору социального найма, составляет 18квадратных метров общей площади жилого помещения на одногочеловека.

Военнослужащий, имеющийвоинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военнуюслужбу либо уволенный с военной службы по достижении им предельноговозраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или всвязи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинскойчасти, военнослужащий, имеющий почетное звание РоссийскойФедерации, военнослужащий – преподаватель военной профессиональнойобразовательной организации или военной образовательной организациивысшего образования, военной кафедры при государственнойобразовательной организации высшего образования, военнослужащий -научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, припредоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилогопомещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилогопомещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

Согласно статье44 Федерального закона от 06.02.

97 N 27-ФЗ “О внутренних войскахМинистерства внутренних дел Российской Федерации”военнослужащие внутренних войск, проходящие военную службу поконтракту в воинских частях по охране важных государственныхобъектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях, и членыих семей, проживающие совместно с ними и являющиеся таковыми всоответствии с Жилищным кодексомРоссийской Федерации (далее в настоящей статье- проживающие совместно с ними члены их семей), на периодпрохождения военной службы в этих воинских частях обеспечиваютсяслужебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях,относящимися к жилым помещениям специализированного жилищногофонда.

Обеспечение жильем при увольнении со службы

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2014N 210-КГ14-5

Исковыетребования: Кривцу К.Н. было отказано в предоставлении емураспределенного жилого помещения по избранному месту жительства всвязи с обеспечением ранее жильем за счет государственногожилищного фонда его жены и дочери. Истец не согласился с отказом иобратился в суд.

Позиция суда:решением Североморского гарнизонного военного суда от 27 февраля2013 года, оставленным без изменения апелляционным определениемСеверного флотского военного суда от 12 апреля 2013 года, КривцуК.Н. отказано в удовлетворении заявления.

Определениями судьиСеверного флотского военного суда от 9 июля 2013 года и судьиВерховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2013 года впередаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседаниипрезидиума флотского военного суда и Военной коллегии ВерховногоСуда Российской Федерации заявителю и его представителюотказано.

Однако Верховный суд несогласился с выводами нижестоящих судов.

По месту жительства вКривец Н.Л. вместе с дочерью и сыном проживает в качестве членасемьи заявителя. Другого жилья на территории Российской Федерацииони не имеют. Кривец К.Н. имеет общую продолжительность военнойслужбы более 10 лет.

Согласно п.14ст.

15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общуюпродолжительность военной службы 10 лет и более, совместнопроживающих с ними членов их семей, осуществляется при получениижилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, заявительправомерно поставил вопрос об обеспечении его жилым помещением поизбранному месту жительства после увольнения с военной службы сучетом супруги и дочери.

Иск обобязании предоставить жилье

Апелляционное определение Ростовскогообластного суда от 15.07.2015 по делу N 33-10482/2015

Исковыетребования: Шульженко Ю.А. обратился в суд с иском кАдминистрации г.Новошахтинска Ростовской области об обязаниипредоставить жилое помещение.

Позиция суда:Решением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 1апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Шульженко Ю.А.отказано.

Вышестоящий судсогласился с нижестоящей инстанцией.

Обязательным условиемобеспечения жилым помещением граждан вышеуказанной категорииявляется принятие решения органами местного самоуправления опринятии на учет их в качестве нуждающихся в жилых помещениях ивключении их в список нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, какследует из материалов дела, истец является включенным в списокграждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего врезультате ведения горных работ ликвидированной шахтой имени газеты”Комсомольская правда” ОАО “Ростовуголь” непригодным для проживанияпо критериям безопасности.

Как следует из материаловдела, истцу неоднократно Администрацией г.Новочеркасскаразъяснялось о том, что он может обратиться в Администрацию городас заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жиломпомещении. Сведений о том, что Шульженко Ю.А. обращался сзаявлением в Администрацию г.Новошахтинска и ему было отказано покаким-либо основаниям, у суда не имеется.

Признание недействительным решения о предоставлении жилогопомещения

1.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420294823

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.